Риски агрегаторов. Как не пролететь с возвратом стоимости авиабилетов при отмене рейса
Лента новостей
Кто в таком случае должен нести ответственность перед покупателем: авиакомпания, чьи билеты были куплены, или билетный агрегатор?
Билетный агрегатор BiletiDeshevo перестал обслуживать клиентов. Компания о банкротстве не объявляла. Владельцы просто сбежали из офиса. При этом остались потребители, которые покупали авиабилеты через этот сервис, но услугу не получили и деньги вернуть не могут.
Эта неприятная история произошла непосредственно со мной. Летом мне нужно было купить авиабилеты на всю семью из пяти человек в Болгарию и обратно, я воспользовалась приложением Momondo: выбрала рейсы, сервис переправил на сайт biletideshevo.ru, непосредственно на котором я и купила билеты на чартерные рейсы Bulgaria Air. В конце июля вся семья по этим билетам улетела в Болгарию. А вот с обратным рейсом возникли проблемы.
За неделю до вылета из билетного сервиса позвонили и сообщили, что рейс Bulgaria Air отменен и есть три варианта решения этой проблемы. Нам предложили либо перелет неудобными рейсами с пересадкой, либо возврат средств. Представитель билетного агрегатора в переписке указал, что сумма возврата за пять билетов будет 64 тысячи рублей, что соответствовало рыночной цене.
Мы выбрали возврат средств и самостоятельно купили билеты на другой рейс. К слову, в тот день, когда нам надо было вернуться, с прямыми рейсами из Болгарии были проблемы, и нам пришлось лететь из Стамбула, а до него добираться на машине. Когда мы вернулись в Москву и приехали в офис агрегатора заполнить соответствующие бумаги на возврат средств, то оказалось, что там никого нет, а охранник выдает листочки с адресом УВД, где можно написать заявление.
Из официальных источников видно, что рейс Bulgaria Air, на котором мы должны были лететь, действительно был отменен. Тогда у меня как у потребителя возникает логичный вопрос: кто в такой ситуации несет ответственность — авиакомпания, которая продолжает работать, сбежавший билетный агрегатор или сервис Momondo, который переправил пользователя из своего приложения на недобросовестного посредника?
В Bulgaria Air пояснили, что есть определенный регламент и в подобных ситуациях решение о компенсации может рассматриваться до двух месяцев:
«Для всех авиакомпаний в Европейском союзе есть регламент, документ, который действует на всей территории ЕС, он защищает права всех пассажиров. Bulgaria Air действует в соответствии с положениями этого документа, в котором говорится, что в случае отмены пассажир может запросить возмещение, изменение маршрута или возврат, а также отправить запрос на компенсацию. После того как пассажир отправил запрос на компенсацию, у авиакомпании есть двухмесячный срок для расследования, отвечает ли пассажир требованиям, указанным в документе, для получения компенсации. Компенсация не выплачивается, если аннулирование вызвано чрезвычайными обстоятельствами».
В Momondo ответили: так как агрегатор BiletiDeshevo совершенно неожиданно приостановил деятельность и официально не объявил о банкротстве, то Momondo никак не может повлиять на партнера и помочь пользователям. При таких обстоятельствах единственное, что можно сделать, это действовать в соответствии с российскими законами и писать заявление в полицию. В Роспотребнадзоре на запрос Business FM на момент публикации материала не ответили.
Ответственность должен нести продавец услуги, говорит председатель московской коллегии адвокатов «Тер-Акопов и партнеры» адвокат Георгий Тер-Акопов:
Георгий Тер-Акопов председатель московской коллегии адвокатов «Тер-Акопов и партнеры» «Это аналогично тому, как перестают существовать туристические компании, когда у людей все оплачено, вдруг прекращается деятельность компании и оказывается, что деньги за тур не внесены и люди не могут этим воспользоваться. Единственное, что могут делать, это судиться. Конечно, никто не мешает обратиться в правоохранительные органы, и будет проведена доследственная проверка. Но если проверка выявит какие-либо признаки состава преступления, то есть умышленных действий, направленных на хищение этих денег, тогда будет возбуждено уголовное дело. Если же банкротство, это результат их хозяйственной деятельности, тогда только лишь через банкротство фирмы и исключительно в гражданско-правовом поле».
Другими словами, вероятность получения компенсации в каждом из этих сценариев близка к нулю. Всем таким же любителям современных технологий, как я, стоит учитывать подобный риск при покупке билетов через агрегаторы. Еще один довод в пользу покупки авиабилетов напрямую у авиакомпании.