«Луна освещает дорогу и хищнику, и жертве». Должен ли «Яндекс» отвечать за свои сервисы?
Лента новостей
«Газпром-Медиа» судится с поисковиком из-за ссылок на пиратский контент. Роскомнадзор мог заблокировать «Яндекс. Видео», и компания сдалась и удалила ссылки. Но в чем смысл этого противостояния?
За несколько часов до возможной блокировки «Яндекс» удалил пиратские ссылки. Компания бы не стала этого делать, но по техническим причинам заблокировать отдельно «Яндекс. Видео» нельзя. Только весь «Яндекс», целиком. И это стало бы большой неприятностью и для поисковика, и для Роскомнадзора. Это не мессенджер. Это ведущая российская интернет-компания с мировым именем и листингом на Nasdaq.
В итоге — временное перемирие. Но «Яндекс» будет судиться.
И в суде, возможно, решится большой идеологический спор об ответственности. Позиция «Яндекса»: он просто агрегатор. Что нашел по запросу пользователя, то и выдал. Позиция владельцев контента, в данном случае «Газпром-Медиа»: «Яндекс» — информационный посредник, и нелегальное видео пользователи смотрят на его странице.
Значит, поисковик и должен отвечать и бороться с пиратами. Это касается не только видео. Например, «Яндекс. Такси». По вине водителя пассажир попал в аварию. «Яндекс» ни при чем, он лишь помог водителю и пассажиру найти друг друга, а претензии к таксомоторной компании. Но люди понятия не имеют об этой компании, они считают, что пользуются «Яндексом», продолжает бывший замминистра связи Илья Массух:
Илья Массух бывший замминистра связи, президент Фонда информационной демократии «Яндекс» и вообще эти платформы являются таким входом в интернет и в виртуальный мир, и зачастую они переходят уже границы и вторгаются в обычный, реальный мир. Это видно и по такси, и по всяким сервисам, которые они развивают. И, конечно, важно уже рассмотреть вопрос ответственности, кто за что отвечает, потому что пользователь ощущает «Яндекс», как, по сути, владельца той или иной компании, того или иного сервиса. И зачастую доверяет».
Позицию «Яндекса», наверное, можно описать словам Сергея Довлатова. Он писал об объективности Пушкина: «Подобно луне, которая освещает дорогу и хищнику, и жертве». Допустим, какой-то журналист допустил ошибку в заголовке. Но при чем тут «Яндекс. Новости», который индексирует этот материал?
Есть владелец контента, который обнаружил, что некий ресурс незаконно публикует его видео. Так и надо бороться с этим ресурсом. Идти в суд, Роскомнадзор и добиваться, чтобы заблокировали. А «Яндексу», наоборот, сказать спасибо. Потому что без него никто бы и не узнал об этих пиратах.
Но это сложный путь, проще пожаловаться на «Яндекс», и пусть он защищает права владельцев контента. Тем более что в отличие от луны, компания на своих сервисах зарабатывает. Хотя, справедливости ради, «Яндекс. Видео» далеко не в топе заработков, как и другие платформы. Рассказывает ведущий аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян:
— Львиную долю средств «Яндекс» зарабатывает от продажи контекстной рекламы на основном поиске. Все остальные платформы бизнеса «Яндекса», скажем так, если и зарабатывают какие-то средства, то, по крайней мере, не являются прибыльными.
— «Яндекс. Видео» среди всех какое место занимает?
— Заметно ниже, чем и «Такси», и «Маркет». К концу десятки, наверно, «Яндекс. Видео» относится.
Можно сравнить с магазином. Когда мы покупаем некачественный товар, мы обращаемся к супермаркету, а не к его поставщику. Хотя это не совсем корректно. «Яндекс», скорее, играет роль торгового центра, где разместились магазины и кинотеатры, которым он предоставляет свою площадь. Что, конечно, не мешает ему следить за своими клиентами, чтобы не портили общую репутацию.
Но есть еще одна коллизия. Если «Яндекс. Видео» будет массово удалять контент по первому указанию правообладателя, то встает вопрос: а зачем в принципе пользователю нужен «Яндекс. Видео», если там нет того или иного контента. Если смотреть еще шире — это новая экономическая модель, когда агрегатор помогает удовлетворить чуть ли не все потребности человека. Интересы тут есть у всех, значит и компромисс, в принципе, возможен.