«Инструменты» правительства: как сдержать рост цен на топливо после повышения акцизов?
Лента новостей
C начала 2019 года акцизы на бензин вырастут на 3,7 тысячи рублей, на дизель — на 2,7 тысячи. По мнению экспертов, нефтяникам компенсируют разницу между ценой нефти на внешнем и внутреннем рынках. Но как это будет работать, непонятно
C начала 2019 года будут повышены акцизы на топливо. На бензин — на 3,7 тысячи рублей на тонну и дизель — на 2,7 тысячи рублей. Как заявил вице-премьер Дмитрий Козак в интервью РБК, при этом стоимость топлива для потребителей не вырастет. «Будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло», — добавил он. Каким образом правительство будет сдерживать рост цен?
«Набор инструментов» оказался небольшим. А точнее, инструмента всего два. Первый, он же основной — это так называемые демпфирующие надбавки, или, как их еще называют, отрицательный акциз. С его помощью нефтяным компаниям и НПЗ будут компенсировать разницу между мировой ценой нефти и ее стоимостью на внутреннем рынке. Но как это будет работать, до сих пор непонятно, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:
Евгений Аркуша президент Российского топливного союза «Отрицательный акциз, обратный акциз, возвратный акциз, как хотите, называйте, по сути дела, это субсидирование нефтепереработки за счет бюджета. В том случае, если наблюдается сильный рост внутренних цен, для того чтобы их снизить, какие-то будут субсидии нефтепереработки осуществляться. Но мы до сих пор не понимаем, как это будет действовать. Идут споры между правительством, нефтяниками по коэффициентам этого демпфера, по условиям его применения и так далее. Поэтому теоретически такой механизм есть, но алгоритм его применения пока непонятен».
Но даже если этот механизм каким-то образом заработает, при прочих условиях, которые также будут введены, рост цен сдержать не получится, считает гендиректор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов:
Михаил Турукалов гендиректор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» «Даже сейчас с учетом пониженных ставок акциза на бензин и на дизельное топливо гораздо выгоднее эти нефтепродукты экспортировать из России, а не продавать их на внутреннем рынке. Соответственно, со следующего года, когда у нас, во-первых, повышается НДС, дальше у нас еще повышаются акцизы, и в последнее время у нас сильно ослабел рубль к доллару, то, конечно, это все приведет к еще большему росту эффективности экспорта нефтепродуктов из России. И проблема, на самом деле, в том, что нефтяным компаниям будут компенсировать только часть разницы между ценой на внутреннем рынке и между экспортным паритетом. Соответственно, в любом случае полностью избежать роста никак не получится».
Весной 2018 года, когда цены на бензин начали стремительно расти, по стране прокатились акции протеста. Это заставило власти пойти на экстренные меры: правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизель и отказалось от плана повысить их с 1 июля. Кабмин также договорился с нефтяными компаниями о «заморозке» цен на топливо на уровне 30 мая и об увеличении поставок на внутренний рынок.
Если цены на топливо опять поползут вверх, у правительства остается еще один инструмент влияния. Как сказал Дмитрий Козак, придется вводить экспортную пошлину на нефть и нефтепродукты. Это, безусловно, приведет к снижению потенциальных доходов компаний. Но эта мера, если и будет введена, то только в крайнем случае и на определенное время.