Главная премьера года: «Нуреев» как политический балет
Лента новостей
Спектакль представили публике, несмотря на то, что режиссер находится под домашним арестом. На премьере собрались и представители правительства, и бомонд. Зрителям при этом показывают, что Серебренникова преследуют не за политику
В Большом в минувшие выходные прошла премьера «Нуреева» Кирилла Серебренникова. Балету аплодировали бомонд и чуть ли не весь политический истеблишмент, ничего провокационного в спектакле они не нашли. В политических телеграм-каналах сделали вывод: все это подчеркивает, что режиссера преследуют не за творчество. Кто был в VIP-партере и что это значит?
«Мировое событие» и «творческая феерия» — так оценил постановку пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Балет посмотрели Чемезов, Мордашов, Эрнст. В субботу в зале были все: Абрамович, Ремчуков, Роднянский, Собчак, дамы света и полусвета. Кудрин одним из первых опубликовал фото и отзыв: жаль, что Серебренников не увидел.
В @BolshoiOfficial долгожданная премьера о Нурееве. Актуальный, настоящий современный балет. Талантливо о великом таланте. Несправедливо, что Кирилл Серебренников не был на своей премьере. pic.twitter.com/lF4fTMLV7C
— Алексей Кудрин (@Aleksei_Kudrin) 9 декабря 2017 г.
Пока режиссер под домашним арестом, его спектаклю устраивают пятнадцатиминутную овацию. Рассказывает актриса Ольга Сутулова:
Ольга Сутулова актриса «Это волшебно, невероятно, прекрасно. Я не знаю, какое будет общественное мнение. На премьере присутствовала публика из театров, его коллеги, очень много [людей] из правительства. Какое общественное мнение может сложиться у этой публики и как оно может повлиять, я не думаю, что как-то [скажется]. К сожалению, общественное мнение складывается из спектакля, который идет на сцене несколько раз за сезон. Тогда можно было бы о чем-то говорить».
А пока говорить будут о том, что это было — лояльный истеблишмент аплодирует работе опального режиссера. Не вызывает раздражения даже то, что в нынешних условиях могли назвать спорным: нежный дуэт двух мужчин. Напротив, все без исключения отмечают, что это талантливо и трогательно. Получается, Серебренникова преследуют не за творчество. Комментирует балетный критик «Московского комсомольца» Павел Ященков:
Павел Ященков балетный критик «Московского комсомольца» «Я считаю, что по отношению к Серебренникову будет больше «за», потому что вышли с майками «Свободу режиссеру» сам хореограф, композитор. Был пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, была Собчак, то есть были даже кандидаты в президенты. Я думаю, это положительно для Кирилла».
Директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин, напротив, считает, что для Серебренникова это плохой сигнал. Львиная доля политических телеграм-каналов, где все выходные обсуждали балет и реакцию на спектакль, создана для формирования повестки дня властью, и ключевой тезис, скорее всего, спущен сверху, уверен политолог:
Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Власть в условиях приближающихся президентских выборов и следующего за ними транзита власти нуждается в том, чтобы была лояльность со стороны как силовиков, так и творческой корпорации. Поэтому есть попытка, не поколебав лояльности ни той профессиональной группы, ни другой, с одной стороны, представителям культуры демонстрировать, что вот этот якобы наметившийся тренд на консервативные ценности в искусстве был ложным сигналом и власть вполне приемлет и либеральный тренд, который доминирует в искусстве. С другой стороны, силовикам демонстрируют, что все-таки они не уступают в этом противостоянии творческой корпорации и могут рассчитывать на благоприятный для себя исход в деле Серебренникова, а вот любой благоприятный для них исход — это любой обвинительный приговор».
Происходящее вокруг «Нуреева» делает его не просто самым скандальным спектаклем года — главным балетом современности. Больше того — балетом политическим, ведь он поставлен, несмотря на то, что режиссер под домашним арестом.
Итак, зрителям показывают, что Серебренникова преследуют не за политику. Уголовное дело есть уголовное дело. Конец первого акта.