16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.45 / ₽ 7316
  • RTS878.30
7 декабря 2017, 17:25 ФинансыБанки, вклады и кредиты
В фокусе: Индекс риска

«Салонная схема» отъема денег. Можно ли отказаться от навязанного кредита?

Лента новостей

Пошел на «бесплатную» консультацию к врачу, заплатил и еще остался должен. Медицинские центры стали перенимать опыт салонов красоты и беззастенчиво навязывают клиентам кредиты. Как обезопасить себя и свои деньги?

Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Обновлено 26 декабря в 17:05

Посещение врача может обернуться не просто большими расходами, но и появлением долга. Частные медицинские центры вооружились так называемой салонной схемой. Все начинается с приглашения на бесплатную диагностику, на ней выявляют какие-то заболевания, после чего курс дорогостоящих процедур оформляется в кредит.

Зачастую клиенты осознают, что подписали с банком кредитный договор, только дома при внимательном изучении документов. Можно ли отказаться от навязанных услуг и необходимости выплачивать деньги банку?

Москвичке Светлане Васильевне позвонили на мобильный и предложили пройти обследование позвоночника, сказали, что это по бесплатной социальной программе. Попросили взять паспорт с собой. В медицинском центре GlobalMed на Арбате, куда она пришла, у женщины взяли анализ крови, измерили рост и вес, посоветовали пройти курс процедур. И дали подписать предварительный договор. Так его назвали в центре.

Дома она обнаружила, что подписала не предварительный, а полноценный договор с этим медицинским центром на сумму почти 100 тысяч рублей (98 500 рублей). Плюс кредитный договор с банком «Восточный» на эту сумму под 27% годовых на два года. Оба документа есть в распоряжении Business FM.

Светлана Васильевна — пенсионерка, кредит брать бы не стала, эти документы оформлены с нарушениями, ей их подсунули, уверен зять женщины, преподаватель вуза (НИТУ МИСиС) Борис Заманский:

Борис Заманский преподаватель вуза «Кредитный договор на эту сумму с поручением немедленно перевести деньги стороне по оказанию медицинских услуг. Как выяснилось, в этот же день деньги ушли. Никто из работников банка не разговаривал. На договоре подпись представителя банка ксерокопирована, на каждой странице подпись неизвестного лица — подпись клиента удостоверяю. При этом подписи клиента нет».

Когда родственники приехали расторгать договор с медицинским центром, там заявили, что будет удержана стоимость услуг, которые уже оказаны. И подсчитали, что в первый день обследование и биохимический анализ крови обошлись пенсионерке в 39 тысяч рублей, то есть в 40% от суммы договора.

Попытки расторгнуть договор с банком ни к чему не привели. Спустя пару недель начались звонки от коллекторов, якобы из банка с требованием вернуть долг. После многократных заявлений в полицию звонки прекратились, но долг не исчез.

Такую схему раньше применяли салоны красоты, теперь и медицинские центры. Вот как она работает: под предлогом бесплатной диагностики или процедуры людей приглашают в медицинский центр или салон красоты, а там с помощью психологических уловок убеждают приобрести дорогостоящие услуги или продукцию в кредит. В зависимости от того, что продают и кому, меняется способ давления. Например, в медицинском учреждении у клиента могут обнаружить заболевание, которое несет высокие риски, если не начать лечиться сейчас. Салоны красоты, наоборот, окрыляют обещаниями красоты и вечной молодости.

Проблема в том, что во время подписания документов слово «кредит» часто даже не упоминается. Речь может идти, например, о размере ежемесячной оплаты. Подробности такого разговора рассказала Business FM пострадавшая Нина. В прошлом году она увидела в интернете, что курсы иностранных языков Speak Up проводят специальную акцию — месяц обучения бесплатно. Предложение показалось интересным, женщина приехала записаться на эти курсы, но в офисе выяснилось, что акция уже закончилась. Поскольку она уже пришла, то поинтересовалась, в какие дни можно ходить и как будет проходить обучение, вспоминает Нина:

Нина потерпевшая «Меня стали спрашивать, сколько я могла бы платить в месяц? Они начали с 10-15, по-моему, тысяч. Я такие деньги выплачивать не могу, я сказала, что не больше трех тысяч в месяц. Они сказали — да, все замечательно, и я подписала кучу бумаг, в которых была эта сумма в месяц — что-то около трех тысяч. Но потом, когда я пришла домой, обнаружила, что это все выглядит в виде кредита в «Восточном банке» и что я буду платить этот кредит до 2020 года. То есть там я все подписала, может быть, я растерялась и я все не прочитала».

Из договора следовало, что в течение трех лет Нине пришлось бы выплатить 70 тысяч. Когда она поняла, что попала в неприятную ситуацию, связалась со знакомыми юристами, они помогли расторгнуть договор.

Подобная схема в основном рассчитана на женщин: пенсионерок, одиноких мам и тех, на кого проще оказать психологическое давление. Дома такая клиентка понимает, что подписала обязательства, которые брать и не собиралась.

Попытки расторгнуть договор, как правило, приводят либо к отказу в расторжении, либо к удержанию части суммы. Так или иначе, долг перед банком остается, говорит руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов:

Виктор Климов руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» «Договор с банком остается в силе, потому что банк перечислил деньги этому самому салону, и банк ничего не знает о том, на что вы потратили эти деньги, и перед банком вы должны, во-первых, этот договор обслуживать, во-вторых, вы должны эти деньги постепенно возвращать. Заканчивается это, как правило, когда желающих судиться с этим салоном образуется слишком много, юридическое лицо, от имени которого оформлены эти договора, оно путем реорганизации сливается с юридическим лицом в каком-нибудь дальнем регионе, чтобы было не просто затруднено, но и невозможно судиться и как-то вести дела».

До недавнего времени мошеннической такую схему никто не признавал. Попытки обращений в правоохранительные органы были безрезультатны — пострадавшим давали понять, дескать, сама виновата. На документе стоит подпись, а значит, добровольное согласие. То есть в действиях таких организаций нет состава преступления.

Судебная практика тоже против потребителей. Несколько таких заемщиков обращались к банку «Восточный экспресс», указывали, что они не были уведомлены о том, что заключают договор, введены в заблуждение, и просили, соответственно, расторгнуть договор и вернуть денежные средства. Практически все решения выносились в пользу банка, говорит адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Ирина Гриценко:

Ирина Гриценко адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» «Дело в том, что рассмотрение дел в рамках арбитражного или районных судов происходит именно по письменным доказательствам. Если в суд приносят подписанный договор, то судья говорит: ну вы же видели, что вы подписывали. Поэтому доводы о том, что это было обязательным условием оказания медицинских услуг либо человек не ознакомился с этими документами, к сожалению, в качестве защиты не работают в данном случае».

В таких схемах замечено участие и других банков, даже именитых. И они не брезгуют получать прибыль от навязанных кредитов. И уважаемым банкам стоило бы отказаться от сотрудничества с сомнительными организациями. И бизнес, и банк получают мгновенную прибыль — банк перечисляет деньги медицинскому центру, которые потом вернет с процентами невнимательный клиент.

Юристы нашли подход, как такой договор можно расторгнуть. В первую очередь нужно доказать, что услуги ненадлежащего качества. Помочь с оформлением заявлений и исков могут общественные организации.

Например, у Светланы Васильевны договор на оказание платных медицинских услуг заключен с ООО «Велнес Бьюти». Эта компания оказывает населению услуги, не соответствующие требованиям нормативных правовых актов, говорится в результатах прошлогодней проверки Роспотребнадзора. Нарушения и предписания можно найти на сайте Генпрокуратуры. В силу загадочных причин других проверок или проверок на выполнение предписаний Роспотребнадзора больше не проводилось.

В качестве контакта организации указан мобильный телефон. Business FM дозвонилась по нему, девушка сообщила, что это медицинский центр GlobalMed, представилась администратором Анастасией и рассказала о результатах проверок:

Анастасия: У нас нет такого акта Роспотребнадзора, что у нас есть нарушения.

Скажите, а Роспотребнадзор проводил какую-то проверку у вас?

Анастасия: В ближайшее время нет.

А когда последний раз проводил?

Анастасия: А каким образом это относится к пациенту?

Это относится к деятельности вашего медицинского центра. Были претензии у этого ведомства к вам?

Анастасия: Нет. Как видите, мы работаем.

Сотрудница медцентра подтвердила, что у них можно получить услуги в кредит, но заверила, что договор не оформляют без ведома пациента. Якобы пациент сам выбирает способ оплаты тех или иных медицинских вмешательств.

Business FM пообщалась с еще одной пострадавшей, которая считает, что в медицинском центре «Экспертмед» ей навязали кредит, и она тоже теперь должна банку «Восточный экспресс». Банк этот создавался для поддержки малого и среднего бизнеса. Возможно, навязанные кредиты чей-то бизнес и поддерживают, но это не лучшим образом сказывается на репутации. Да и финансовое состояние банка в последнее время ухудшается: кредитный портфель достаточно активно разрушается — доля просроченной задолженности в срочном кредитном портфеле на 1 октября достигла почти 30% (28,7%). Недавно агентство Fitch снизило «Восточному экспрессу» рейтинг до дефолтного уровня (ССС с уровня B-), говорит начальник аналитического управления БКФ (Банк корпоративного финансирования) Максим Осадчий:

Максим ОсадчийМаксим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Банк этот контролируется фондом Baring Vostok, 51,6% принадлежат различным структурам этого фонда, а 32% принадлежат небезызвестному предпринимателю Витисяну Артему, который вошел в «Восточный» после того, как приобрел «Юниаструм Банк», и, соответственно, «Юниаструм Банк» был присоединен к «Восточному». Вот это объединение стало провалом проекта создания на базе «Восточного» и «Юниаструм Банка» федерального банка для поддержания малого и среднего бизнеса».

Банк «Восточный экспресс» не ответил на запрос Business FM. Можно миллион раз говорить, что прежде, чем подписывать, нужно внимательно изучить договор. Но ведь в таких организациях все специально устроено, чтобы получить эту подпись: и толпы людей, и душное помещение, и знаки, запрещающие разговоры по мобильному телефону, и постоянное сопровождение, когда клиентка не может в одиночестве обдумать свои действия.

Но лучше, конечно, в такую ситуацию не попадать и помнить, что ставить подпись на документе можно лишь тогда, когда его содержание и последствия вам полностью ясны. Ради денег недобросовестные специалисты втираются в доверие и пользуются неподходящим моментом для подписания важных документов. В большом городе нужно всегда быть начеку.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

В порядке ст.44 ФЗ №2124 «О средствах массовой информации»

В тексте статьи Надежды Грошевой «Салонная схема» отъема денег. Можно ли отказаться от навязанного кредита?» от 07.12.2017 ошибочно была названа организация под товарным знаком «English First».

Указанная информация удалена, как не соответствующая действительности.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию