Фото жертв репрессий в современной одежде вызвали неоднозначную реакцию в соцсетях
Лента новостей
Художник Хасан Бахаев, вдохновившись проектом «Бессмертный барак», с помощью фотошопа показал, как могли бы выглядеть репрессированные сегодня
Владимир Путин принял участие в церемонии открытия мемориала «Стена скорби», посвященного жертвам репрессий в СССР. Монумент установлен на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Стена из безликих человеческих фигур высотой с двухэтажный дом исписана словом «Помни» на разных языках. Группа советских диссидентов выступила против открытия этого памятника.
Неоднозначную реакцию вызвала и работа художника Хасана Бахаева. Вдохновившись проектом «Бессмертный барак», он с помощью фотошопа приставил фото лиц жертв репрессий к телам в современной одежде.
Таким образом Бахаев решил обратить внимание на проблему памяти об убитых. Он захотел сделать их ближе для своих подписчиков в Facebook.
Подписчиков было немного до этого поста, говорит Хасан Бахаев:
Хасан Бахаев художник «Я просто сидел, листал свою страницу. Я подписан на страницу «Бессмертного барака». В их посте я натолкнулся как раз на фотографию той самой Тамары Лицинской, с которой все это и началось. Она какой-то небесной совершенно красоты и необыкновенной безвременности. В плане того, что эта девушка могла существовать в любом времени. Я подумал, как она современна, и для себя просто сделал коллаж, подобрал фотографию соответствующей комплекции человека. Ну, я художник, я своим глазом это вижу. Это, наверное, какие-то стилистические луки, они в общем доступе в интернете существуют. Когда уже потом я начал развивать это в своей голове, понял, что их нужно сделать на улице без всяких подробностей. Причем эта фотография, скорее всего, сделана не в России, но улица там размыта, она неявна. Здесь не нужно было мне говорить о том, что это происходит в России. Это может произойти вообще везде, где бы то ни было, где происходят разного рода бесчинства. Я это все опубликовал на своей странице. Потом вдруг я натолкнулся на то, что какой-то ошеломительный пошел поток перепостов и лайков, который сбавился буквально в эти часы. И я, честно говоря, ошеломлен событиями. Я не ожидал и не стремился к этому совершенно. Самое главное, мне больше всего неприятна реакция троллей разного рода, которые находят в этом что-то оскорбительное. Я, наоборот, пытался избежать каких-либо двусмысленностей и сделал, по-моему, их красивыми молодыми людьми, какими они могли бы жить в любую эпоху. А к сожалению, им не дали этого сделать, у них не было выбора».
По словам Бахаева, ему стали приходить письма от учителей, которые пообещали, что теперь на примере его работ они будут рассказывать о репрессиях своим ученикам. Однако недовольных тоже оказалось немало. Возмутились в том числе и создатели проекта «Бессмертный барак».
Андрей Шалаев редактор проекта «Бессмертный барак» «Было не совсем правильно взять наши фотографии без разрешения, так скажем, или какого-то согласования предварительного, потому что есть родственники, которые присылают нам фотографии и которые на сегодняшний день уже беспокоятся о том, что как бы их фотографии не попали в руки вот таких художников. Должна была быть подготовка какая-то. Если человек хотел сделать такой проект, нужно к нему готовиться, и готовиться очень основательно. Начиная от поиска родственников, которые готовы предоставить такие фотографии, и заканчивая тем, что те, кому он вставил, так скажем, головы от умерших людей, на это согласны. Нужно было все это согласовать, естественно, и с живыми, и по возможности с родственниками умерших».
В понедельник, 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий Комитет гражданских инициатив, Музей истории ГУЛАГа и Фонд памяти запустили акцию #СталинДалПриказ. Ее участники должны публиковать в соцсетях истории о жертвах репрессий с соответствующим хештегом.
В проекте уже приняли участие режиссеры Павел Лунгин, Андрей Звягинцев, музыканты Илья Лагутенко, Андрей Макаревич, журналисты Леонид Парфенов и Николай Сванидзе, актеры Евгений Миронов, Леонид Барац, Ростислав Хаит и многие другие.