Непростая миссия Сергея Лаврова
Лента новостей
Чем ближе кажется перспектива установления мира в Сирии, тем более непростой становится задача министра иностранных дел России
Во вторник, 10 октября, в Сочи прошла официальная встреча между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и его сирийским коллегой Валидом Муаллемом. Почему все более верной кажется фраза французского министра иностранных дел Талейрана «Война слишком серьезное дело, чтобы доверять ее военным»?
«Американская коалиция методично разрушает экономическую инфраструктуру Сирии, но не воюет с «Исламским государством». Поэтому мы будем самым решительным образом требовать роспуска этой коалиции», — заявил министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем на переговорах в Сочи с главой российского МИД Сергеем Лавровым. Чем реальнее и ближе становится перспектива разгрома террористического ИГ (предполагается, что это займет максимум год), тем важнее становится вопрос — а что же будет с Сирией дальше? В этой ситуации по сравнению с военными все больший вес набирают дипломаты.
Александр Шумилин директор Центра анализа ближневосточных конфликтов института США и Канады «Интересы России, и Дамаска, и Тегерана начинают постепенно расходиться. Все чаще из Дамаска и из Тегерана раздаются сигналы, что они не готовы идти на компромиссы, но «а за что же мы воевали, если придется чем-то поступиться». Для России важнее всего достижение политического урегулирования, что позволило бы ей вывести воинский контингент при сохранении базовых интересов на территории Сирии».
В этой ситуации, очевидно, неприятный сюрприз Сергею Лаврову преподнесло российское Минобороны, которое вольно или невольно поддержало политическую линию Дамаска. Ведомство устами его официального представителя Игоря Конашенкова заявило, что «вся ответственность за саботаж мирного процесса будет нести исключительно американская сторона». Связано это оказалось с американской военной базой Ат-Танфа, расположенной в стратегически важном месте, где сходятся границы трех государств — Сирии, Ирака и Иордании — и проходит трасса из Дамаска в Багдад. Минобороны заявило, что, якобы, именно с этой территории вглубь сирийской территории для диверсионной деятельности проникли крупные отряды боевиков ИГ.
На базе Ат-Танфа американцы уже давно совместно с иорданским спецназом тренировали несколько сотен выходцев из Дейр-эз-Зора, рассчитывая использовать их для штурма этого города, по тому же образцу, как они делали это в Мосуле. Однако им не удалось, эти силы были заблокированы проиранской шиитской милицией. Но и внутрь этой зоны американцы никого не допускали, силой отбивая любые попытки проникновения в нее, что неоднократно порождало конфликты.
В последнее время появлялись сообщения о том, что между американскими и российскими военными идут переговоры о передаче им военной базы в Ат-Танфе. Но боевиков ИГ там быть не может, уверен руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития, военный эксперт Антон Мардасов.
Антон Мардасов руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития «Конечно, боевиков «Исламского государства» там нет. Заявления о том, что американцы там в одних окопах находятся, — это пропаганда. Предполагать, что боевики «Исламского государства», 300 человек, из Ат-Танфы прошли в зону деэскалации через опорные пункты сирийских войск в другие провинции и каким-то образом миновали наблюдательные блокпосты, в том числе российской военной полиции, — бред полный. Возможно, все эти действия используются с точки зрения российских интересов, например, для прикрытия своих действий, но их нужно делать выверенными, а не сыпать такими заявлениями».
Сергей Лавров словно не заметил слов Валида Муалемма, который требовал удалить США из политического процесса, предложив ему обсудить детали предстоящего урегулирования, а также подчеркнул: Россия будет «твердо противодействовать» попыткам без разбирательства обвинять сирийское правительство в применении отравляющих веществ. Это можно уже расценивать как явную гарантию на будущее.