Facebook взял «русский след». Цукерберг расскажет, какую политическую рекламу покупала Россия
Лента новостей
Данные касаются выборов президента США, во влиянии на которые подозревают Россию. Кремль уже эту информацию опроверг
Facebook взял «русский след». Крупнейшая в мире социальная сеть передаст Конгрессу данные о покупках Россией политической рекламы во время президентских выборов в США.
Марк Цукерберг также сообщил, что теперь Facebook будет требовать от политических рекламодателей раскрывать, кто именно платит за рекламу. В Кремле заявили, что никогда не занимались размещением рекламы в соцсети.
Недавно New York Times писала о результатах исследования Джона Келли — его фирма Grafika проанализировала аккаунты, которые постили ссылки на фейковые новости в последний месяц перед выборами в США. Эксперты отслеживали идеологические пристрастия обладателей аккаунтов и то, какие источники они использовали. Twitter Russia Today для этих аккаунтов оказался всего лишь на 117-м месте по популярности, сайт RT — на 12-м.
Как оказалось, только пятая часть аккаунтов принадлежала автоматизированным ботам, но остальные 80% тех, кто постил фейковые новости — это были обычные живые люди. Похоже, российское влияние, если и было, не могло быть решающим. Да названная администрацией Facebook сумма, которую аккаунты, якобы связанные с Москвой, потратили на политическую рекламу в соцсетях, довольно мала.
Михаил Гуревич директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт «100 тысяч долларов, безусловно, небольшая сумма. Вполне можно предположить, что речь идет о некоем исследовании, типа исследования ВЦИОМ. Другое дело, что исследование ВЦИОМ на чужой территории. Вы же не можете заказать и в открытую провести какие-то фокус-группы с экспериментами, которые дадут вам данные относительно поведения потребителей, скажем так, на вражеском вам рынке. Подобного рода исследования удобно проводить в преддверии выборов, когда аудитория уже раскручена и ожидает каких-то изменений. Альтернативой подобного рода версий разве что может быть версия нашего традиционного распила. Можно предположить, что на вмешательство в американские выборы было выделено какие-то страшные миллиарды долларов, а до реализации дошли 100 тысяч, но давайте все-таки не будем предполагать такой уж страшный вариант».
Три тысячи купленных рекламных сообщений — это смешно в сравнении с объемом американского сегмента Facebook. Как шутят эксперты, скорее, можно говорить о вмешательстве в американские выборы Македонии. Во время выборов небольшой македонский городок под названием Титов-Велес стал центром политических фейк-ньюс, которые строчили местные подростки. Оттуда управлялись более сотни сайтов, посвященных американской политике, и даже местные чиновники шутили, что город надо переименовать в Трампов-Велес. Впрочем, заявления Facebook о покупках политической рекламы из России — это следствие давления на соцсеть, считает профессор политологии Университета штата Теннесси (США) Андрей Коробков:
Андрей Коробков профессор политологии Университета штата Теннесси «Ясно, что Цукербергу поставили ультиматум. Всегда можно угрожать, обещая начать расследование против определенной компании. Отношения с Россией все время оказываются заложником этой кампании, и медийной, и элитной, против Трампа. Он все более чувствует такое давление. Чувствует себя загоняемым в угол. Видно, что происходит эрозия его позиций. Понемногу вода камень точит».
В Кремле заявили, что Москва никогда не занималась размещением рекламы в Facebook. Сам Дональд Трамп отреагировал резко, написав в Twitter: «Мистификации о России продолжаются, теперь речь о рекламе в Facebook. А что насчет абсолютно предвзятого и нечестного освещения кампании в СМИ в пользу нечестной Хиллари?».