Обострение «дела реставраторов» и «борьбы силовых кланов»
Лента новостей
Гендиректора «Балтстроя» Дмитрия Сергеева арестовали практически сразу после условного осуждения и освобождения. Что стоит за новым задержанием фигуранта «дела реставраторов»?
Басманный суд арестовал генерального директора «Балтстроя» Дмитрия Сергеева по обвинению в хищении средств при строительстве президентской резиденции в Ново-Огареве до 29 октября. Подробностей нет, и вряд ли они будут — дело засекречено.
Секретным было даже заседание по избранию меры пресечения. «Сделали из строителя главного преступника!» — возмущенно заявил журналистам Дмитрий Сергеев в Басманном суде. Его легко понять: только ему вынесли условный приговор по так называемому делу реставраторов и он собирался выйти из Куйбышевского суда, чтобы вдохнуть полной грудью, на набережную Фонтанки — как автоматчики ФСБ в масках, новое задержание и срочное этапирование в Москву. Что за этим стоит, комментирует директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:
Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Одна часть силовой корпорации в лице ФСБ дает понять, что намерена теснить своих конкурентов до конца. В течение долгих лет существовал баланс интересов, но в 2016 году этот баланс интересов был нарушен двумя фактами. Первый факт — уход главы ФСО Мурова, который занимал этот пост почти 20 лет, и второй фактор — это уменьшение бюджетного «пирога», финансовых потоков, как бюджетных, так и околобюджетных, что обострило борьбу силовых кланов».
Совпадение или нет, но «дело реставраторов» началось, когда владелец «Балтстроя» Дмитрий Михальченко, которого иногда называли «губернатором 24 часа», только достроил глубоководный порт «Бронка». Причем этот порт открыто демпинговал по сравнению с Усть-Лугой и брал за один контейнер на сто долларов меньше.
По оценке самого Михальченко, порт «Бронка» стоит 23 млрд долларов. Он функционирует и сейчас, но лишь на малую часть своей мощности, и по-прежнему принадлежит Михальченко, говорит гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов.
Алексей Безбородов генеральный директор исследовательского агентства Infranews «По-прежнему принадлежит Михальченко через сеть определенных структур — суда-то еще не было. Контейнерный терминал достроен, есть площадка для приема новых легковых автомобилей. Все работает, на одну десятую мощности, но работает. Конечно, до возврата инвестиций еще очень много лет. Им может помочь какой-нибудь случай, как это произошло с предыдущими контейнерными стартапами, но это будет уже не про Михальченко, а про кого-нибудь другого».
Кроме того, не стоит забывать и логику работы российской следственно-судебной машины, добавляет независимый политолог Михаил Захаров.
Михаил Захаров независимый политолог «Через логику уголовного дела выясняется, что к нему можно притянуть еще дополнительных фигурантов. Это дает дополнительную уверенность и отягчает статью, по которой производится обвинение. Может быть, все-таки у первого фигуранта нашлись влиятельные заступники, и, чтобы все-таки дополнительно доказать значимость и справедливость действий предыдущих, понадобились новые следственные действия».
В деле о хищении в Ново-Огареве семь фигурантов. Из них как минимум трое заключили сделку со следствием и активно с ним сотрудничают: это заместитель руководителя ФГУП «Атэкс» Станислав Кюнер, бывший глава компании «Стройфасад» Дмитрий Торчинский и бизнесмен Сергей Перевалов. Теперь к ним, судя по всему, присоединяется и Дмитрий Сергеев — генеральный директор «Балтстроя», непосредственно входящего в холдинг Михальченко «Форум».
Пока что Михальченко проходит по крайне странному делу о контрабанде элитного алкоголя. Эта статья вполне «резиновая», но сложно доказывается и квалифицируется на долгий срок. То ли дело любимая и знакомая всем следователям часть 4 статьи 159 — мошенничество в особо крупном, да еще и в составе группы. Опытный следователь выстроит обвинение по ней на раз с закрытыми глазами. И сроки по ней длинные — никакого глубоководного порта не надо.