«Закон Яровой» реализуют за счет абонентов?
Лента новостей
РСПП предлагает ввести специальный платеж для тех, кто пользуется мобильной связью и интернетом — 3-5% среднемесячного счета — а это 50–85 млрд рублей ежегодно
Обновлено 14 июля в 11:16
«Закон Яровой» за счет абонентов. Для реализации антитеррористических поправок предлагается ввести специальный платеж для тех, кто пользуется мобильной связью и интернетом. От 3 до 5 процентов среднемесячного счета. Такие поправки, как пишет РБК, разработала комиссия РСПП по связи и информационно-коммуникационным технологиям.
В случае установления платежа для реализации «закона Яровой» с абонентов будут взимать 50–85 млрд рублей ежегодно, а за неуплату могут установить административную ответственность. Эту идею в беседе с Business FM прокомментировал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Алексей Волин:
— Прозвучала идея реализовать «закон Яровой» за счет абонентов. Как вы к ней относитесь?
— Понимаете, в чем дело. Любые расходы в области связи всегда происходят за счет абонентов, поэтому идея не нова.
— И насколько теоретически может в таком случае вырасти абонентская плата?
— Об этом операторы связи предупреждали, когда только появился законопроект. Вопрос в том, насколько она должна вырасти, потому что дальше мы упираемся уже в вопрос, какая информация, какой срок и каким образом должна храниться.
— Когда это предложение будет обсуждаться, и когда, возможно, будет принято решение?
— Я про это предложение ничего не знаю, поэтому, в чем оно выражено, что это такое, и когда оно будет принято — тоже не знаю.
Как сообщает «Интерфакс», комиссия РСПП предлагает рассмотреть механизм софинасирования реализации «закона Яровой» государством и операторами, и эта модель предполагает введение специального платежа для абонента. Расходуя эти средства, операторы должны будут придерживаться концессионного соглашения между ними и государством. Представитель Минкомсвязи в ходе заседания комиссии сказал, что предложение звучит разумно. Гражданам придется оплатить реализацию «пакета Яровой», считает куратор правительственной рабочей группы «Связь и информационные технологии» Ирина Левова:
— Мы понимаем, что в любом случае заплатят за это пользователи, независимо от того, будут ли предусмотрены какие-то средства из государственных фондов, это все деньги бюджетные, а бюджет формируется из налогов. Либо это будет рост тарифов связи, и об этом шла речь, а не о том — давайте налог введем. Сам закон построен таким образом, что он предполагает взимание платы с граждан. Деньги на его реализацию нужны, деньги большие, где их взять — пока непонятно.
— Без граждан никак не обойтись?
— А как мы без граждан обойдемся? Мы живем в государстве, где живут люди. Мы знаем, что никто не поддерживает в принципе этот законопроект, мы знаем, что были и митинги, и демонстрации, и петиции подписывали, но фактически получается ситуация такая — а как без граждан? У нас же государство за чей счет живет? У нас люди работают, люди платят налоги — вот отсюда можно взять деньги, либо можно повысить тарифы на связь. Других вариантов нет.
Было ясно с самого начала, что за исполнение «закона Яровой» будет платить абонент, считает бывший замминистра связи, президент Фонда информационной демократии Илья Массух.
— Непосредственное введение какого-то тарифного регулирования и направления целевых каких-то средств со стороны абонентов, а затем, наверное, перекладывание этого на операторов, мне кажется, не совсем экономически оправдано, потому что у каждого оператора по исполнению закона будут свои технические решения, и здесь есть возможность небольшой конкуренции. Поэтому у кого-то это будет 3%, 5%, а у кого-то, может быть, 10%. Тоже элемент рыночной конкуренции. Мне кажется, вмешиваться непосредственно в тарифообразование со стороны операторов не совсем правильно для государства.
— Почему все-таки здесь уже Минкомсвязи сочло разумной принять «закон Яровой», по сути, за счет абонентов?
— Наверное, Минкомсвязи до конца не могло определиться, сколько все это стоит — исполнение «закона Яровой». И любое перекладывание ответственности с себя на оператора бюрократически достаточно выгодно, поэтому они с удовольствием, наверное, и восприняли эту инициативу. Мне кажется, тут не экономический момент, потому что цифры по исполнению «закона Яровой» звучали в любом случае в районе сотен миллиардов рублей, они точно не закрываются вот этим трех-, пятипроцентным платежом.
«Мегафон» считает, что реализовать требования закона можно на основании концессионного соглашения операторов связи и государства. «Источником средств могут быть субсидии государства или регламентированные платежи с абонентов, дополнительно к тем суммам, которые будет расходовать оператор связи», — сказано в комментарии «Мегафона».
МТС выступает за софинансирование государством реализации «закона Яровой», в «Вымпелкоме» говорят, что предложенные варианты требуют всестороннего детального обсуждения. Идею специальных платежей с абонентов комментирует медиаэксперт Михаил Гуревич:
Михаил Гуревич директор инвестиционной компании 101 StartUp, венчурный инвестор, медиаэксперт «Действительно, налог на интернет — это достаточно распространенная идея во всем мире. Другое дело, что касается она, в основном, именно использования всякого рода фильмов, музыки и так далее. Вместо того, чтобы платить за каждый скаченный аудиофайл, многие предлагали включить такой интернет-налог и сделать некий аналог подписок на разного рода большие библиотеки. В нашем случае мы, как всегда, несколько меняем суть этого налога, и вместо того, чтобы давать пользователям за этот налог какие-то поблажки, по сути, переносим на нашу стоимость, на стоимость пользователей, плату за исполнение закона, который призван всячески усложнять нам жизнь. Не думаю, что денег, которые будут оплачены, хватит на реализацию всех подзаконных актов, которые включены в «пакет Яровой», и поэтому тремя, пятью процентами вряд ли законодатели отделаются. Нам придется платить больше, и даже в этом случае полностью выполнить «законы Яровой» не представляется возможным».
Оценки того, какие затраты потребует реализация «пакета Яровой», сильно расходятся. «Большая тройка» и «Теле-2» год назад говорили про 2 трлн рублей. Эксперты говорили про 10 трлн.
Весной ФСБ и Минкомсвязь оценили затраты российских операторов в 4,5 трлн рублей. В итоге, по свежей и уточненной оценке РСПП, затраты операторов на исполнение «закона Яровой» к 1 января 2019 года составят 17 трлн рублей.