Путин у станка и робот с гантелями. В Екатеринбурге открылась выставка «Иннопром-2017»
Лента новостей
На ней представлены более 600 компаний. Главные темы: цифровизация промышленности и кибербезопасность. Президент на форуме рассказал про свой мотоцикл и запустил производство болта
В Екатеринбурге открылась международная промышленная выставка «Иннопром». Она проходит уже в восьмой раз и продлится четыре дня. Главная тема «Иннопрома» в 2017 году — «Умное производство. Глобальный подход». Форум уже посетил президент Путин.
Выставка «Иннопром» огромная — больше 600 компаний. Чтобы обойти и хоть немного осмотреть все стенды, наверное, потребуется несколько дней. Выставку открыл президент, который задержался у павильона Mitsubishi и рассказал, что у него тоже есть мотоцикл. Причем журналисты моментально выяснили, что в декларации Владимира Путина мотоцикл не указан. Наверное, недавно купил. Кроме того, глава государства запустил производство болта на станке: тут важен не болт и не станок, а система. Путин нажал на кнопку монитора виртуального центра управления: система называется 4.0 RU. Это все из области цифровизации — в данном случае, промышленности. Если просто, то система сама задает параметры продукции, которая изготавливается на производстве, а заодно изучает рынок, чтобы определить себестоимость произведенного товара. Подробнее Business FM рассказал президент станкостроительной компании «СТАН» Сергей Недорослев:
— Дальше открылась конструкторская часть, и конструктор мог видеть, какие болты он может выточить, сколько они будут стоить в такой-то партии, если он закажет их полторы тысячи штук или полтора миллиона…
— Система может оценить рынок болтов?
— Если на вашем предприятии есть определенные свободные мощности, вы можете подключаться — назовем это биржей. Таким образом, система будет видеть ваш станок и будет его учитывать.
На выставке много роботов, в основном, конечно, промышленных. Грубо говоря, это электронная рука, которая, допустим, ставит заготовку на конвейер. Но для того, чтобы продемонстрировать публике успехи научной мысли, есть и роботы, напоминающие человека. Одного из них зовут Федя. Он, например, умеет поднимать гантели, имитируя занятия спортом. И все-таки гораздо интереснее отечественные промышленные разработки. Например, нефтяная вышка высотой всего шесть метров, успешно качающая сырье в любых погодных условиях, или оборудование для работы на шельфе: если не вдаваться в технические детали, оно создано для изоляции углеводородов при добыче. Поговаривают, что если бы эту технику использовала ВР, то печально знаменитых событий в Мексиканском заливе можно было бы избежать. Основные производители этого оборудования — западные. Поставлять его в Россию запрещено санкциями. Но бизнесмены нашли выход, говорит начальник отдела развития компании «КОНАР» Арсений Дикий:
— Мы нашли партнеров, компанию из Шотландии, которая имеет подобную разработку, имеет опыт эксплуатации и запатентованное ноу-хау по применению подобного оборудования для работы в северных морях. У нас есть и лицензионное соглашение, мы входим в акционерный капитал, поэтому для нас санкции не распространяются на российские компании для глубоководного бурения.
— Она перестала быть только шотландской компанией и стала еще и российской?
— Ну, чуть-чуть, но российской.
Кстати, тема санкций, которая была уместна на выставке еще пару лет назад, в Екатеринбурге почти не обсуждают. Сейчас на повестке другое — кибербезопасность. О ней говорят все, в том числе, обсуждая новые промышленные технологии. Я побывал на специальной сессии, которую организовала «Лаборатория Касперского». Спикер от компании сказал, что он не будет подробно рассказывать о последних атаках, но после его выступления вопросы из зала касались, в основном, вируса Petya.
В конце концов эксперту задали простой вопрос: какова же была цель атаки. Ясного ответа нет, но известно, что половина пострадавших компаний — индустриальные, в первую очередь, нефтегазовые. В итоге эксперт произнес: «возможно, промышленный шпионаж». Как ни парадоксально это звучит, но меня отчасти обрадовала такая версия. Технологии крадут только в тех странах, где они есть и на высоком уровне.