Рост цен удивил даже Банк России. Что дальше?
Лента новостей
В Центробанке довольно неожиданно отреагировали на июньскую инфляцию: директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ Игорь Дмитриев назвал ее шоком. По данным Росстата, в июне рост цен составил 4,4%. Почему это произошло в первом летнем месяце?
Директор департамента денежно-кредитной политики Центробанка Игорь Дмитриев, наверное, не ожидал какой эффект произведут его слова. Сообщение о том, что регулятор назвал шоком уровень инфляции, вечером 6 июля взлетело на первое место в топ новостей «Яндекса». Шоком стало то, что инфляция в июне выросла на 0,6%, в годовом выражении — на 4,4%.
Наверное, Дмитриев подобрал не слишком правильное слово. Шоком в России, например, называли драматичное падение нефти и рубля в 2014 году — инфляция потом была действительно шоковая. Но нужно смотреть на заявление сквозь призму действий ЦБ. Он планирует по итогам года инфляцию в 4%, и план может сорваться. Ну а то, что цены растут, неудивительно. Вот только один из факторов: рубль упал, а сейчас сезон отпусков. Продолжает главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин:
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Динамичный рост цен на услуги, более динамичный, чем можно было ожидать — 0,7% — это достаточно много. Но здесь я вижу как важный момент — фактор временного действия, а именно: у нас подешевел рубль, и вместе с подешевевшим рублем у нас подорожали услуги зарубежного туризма. Скорее всего, это повлияло на услуги пассажирского транспорта, где частично тоже курс имеет значение, поскольку определяет стоимость топлива».
Конечно, главный фактор — цены на плодовоовощную продукцию. Им пора падать, но этого не происходит, поздняя весна и холодное лето дают о себе знать. Глава Минсельхоза Александр Ткачев на днях заявил, что урожай зерна в этом году будет значительно меньше, чем в прошлом, хотя оптимистично пообещал: «Россия без хлеба не останется». Министр также сказал, что не ожидает дефицита продуктов и скачка цен. Впрочем, и без этого глазам потребителей предстает не слишком радостная картина.
Иван Родионов профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ «Посмотрите, как все дорого. Лук до сих пор стоит больше 30 рублей, то есть фактически полдоллара. Понятно, что в этих условиях инфляция опять неизбежна. Потом посмотрите, что творится с коммуналкой: цены-то повысили. На бензин цены выросли, и с этой точки зрения никакого регулятора для этого нет. Цены подходят к нормальному удвоению по сравнению, например, с 2013 годом. Пропорционально опять падению рубля».
Еще недавно все было по-другому. В мае инфляция в годовом исчислении достигла целевого показателя ЦБ в 4%, а поскольку ожидалось сезонное снижение цен, казалось, что регулятор свою задачу выполнит. Хотя и сейчас эти планы вполне жизненны. Во-первых, доходы населения по-прежнему падают. Как в конце июня заявила глава Счетной палаты Татьяна Голикова, количество россиян за чертой бедности за первый квартал увеличилось на 2 миллиона. Соответственно, потребительский спрос снижается и это тормозит рост цен. Ну а во-вторых, какой-то урожай все-таки будет. Вот и представитель ЦБ Игорь Дмитриев заявил, что в июле может и не быть ускорения инфляции, в том числе потому, что пошел урожай картофеля. Он назвал это основным драйвером. Для тех, кто не любит иностранное слово «драйвер», подойдет русское: «надежда».