16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.88 / ₽ 7359
  • RTS875.42
28 июня 2017, 21:38 Стиль жизниКультура

Предварительные результаты экспертизы «Звенигородский чин» Андрея Рублева ставят под сомнение его авторство

Лента новостей

Не исключено, что над иконами «Звенигородский чин» работали разные авторы, отмечают эксперты

Государственная Третьяковская галерея и НИИ реставрации завершат технико-технологическую экспертизу икон «Звенигородский чин» до конца года, делать выводы касательно авторства Андрея Рублева пока рано. Об этом ТАСС в среду заявили в пресс-службе галереи.

«Выводы делать рано. Результаты исследований, как уже проведенных, так и тех, которые еще предстоит осуществить, будут изложены в соответствующей публикации, которую мы надеемся представить широкой публике в течение ближайшего года», — сказал собеседник агентства.

Иконы «Звенигородский чин» представляют собой три изображения: «Христа Вседержителя», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла», предположительно, написанные на рубеже XIV-XV веков. Работы были найдены в 1918 году в Звенигороде. В 1926 году искусствовед и реставратор Игорь Грабарь, проведя ряд сравнений «Звенигородского чина» с иконой «Святая Троица», а также росписями Успенского собора во Владимире, отнес авторство этих икон Андрею Рублеву.

Предварительные результаты ставят под сомнение авторство Андрея Рублева. Такие данные содержатся в заключении, которое есть в распоряжении ТАСС.

«Сравнение демонстрирует значительные различия между приемами того мастера (или мастеров), который исполнил иконы «Звенигородского чина» и автора иконы «Святой Троицы». Различия касаются практически всех элементов, составляющих индивидуальную художественную манеру, и являются столь существенными, что не могут быть объяснены эволюцией приемов одного мастера, даже с учетом того обстоятельства, что эти произведения разделяет почти четверть века», — говорится в документе Третьяковской галереи.

Не исключено, что над иконами «Звенигородского чина» работали два разных автора, о чем экспертам говорят «небольшие расхождения в особенностях подготовительного рисунка и системы наложения красочных слоев между центральной иконой Спаса и иконами архангела Михаила и апостола Павла».

Директор музея Андрея Рублева Михаил Миндлин рассказал ТАСС, что сомнения об авторстве у специалистов, занимающихся изучением древнерусского искусства, периодически возникают.

«Исследования произведений продолжаются. Возникают новые методы технико-технологических и химических исследований, которые позволяют более точно атрибутировать памятники. Дело в том, что, когда Игорь Грабарь в начале ХХ века устанавливал авторство данной работы, он не обладал всем диапазоном исследований, какие есть у специалистов в наше время. Это естественный процесс, что и дает исследователям дополнительную информацию к размышлениям», — подчеркнул Миндлин.

Председатель экспертного совета Русской православной церкви по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член патриаршего совета по культуре Леонид Калинин объяснил ТАСС, что церковь не участвует в экспертизах.

«Экспертный совет по церковному искусству не привлекался к данному вопросу, и оценок до прохождения экспертизы мы давать не можем», — заявил он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию