Западная пресса смакует фильм Стоуна о Путине. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Белые тапки, критические дни и душ с геем на подводной лодке: в СМИ разошлись самые яркие фразы и шутки из фрагментов интервью российского президента
В Кремле фильм Оливера Стоуна о Владимире Путине пока не смотрели, но с нетерпением ждут эту картину. Об этом сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он заявил, что Стоун — «человек талантливый, непредсказуемый в плане творческих проявлений». «Поэтому нам самим интересно», — добавил Песков.
Сам Оливер Стоун заявил, что снял фильм о Путине для того, чтобы США поняли другую точку зрения, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение отношений. Режиссер провел с российским президентом серию бесед в формате «один на один», на основе которых снял четырехсерийный документальный фильм. Лента выйдет в эфир в США 12-15 июня. Пока что были опубликованы несколько фрагментов интервью Путина, которые внимательно изучили в Америке. Зачем Оливер Стоун снял этот фильм, и почему Кремль согласился на такие съемки — в комментарии Георгия Бовта.
Американские журналисты уже посмотрели две первых серии фильма. Каждое издание смакует те вопросы и ответы, которые близки его аудитории. Кто-то, например, акцентирует внимание на словах Путина о российско-американских отношениях. Рассуждая на тему, есть ли надежда на их улучшение, президент говорит: «Надежда есть всегда, пока нас не понесут в белых тапках на кладбище». В свою очередь, российские федеральные телеканалы на ток-шоу уже успели обсудить тезис о том, что НАТО — это инструмент внешней политики США, у которых нет союзников, а есть только вассалы. Западная пресса не могла пройти и мимо некоторых шуток Путина, в частности, когда он говорит, что работает без выходных, так как он не женщина и у него не бывает «критических дней». Разумеется, последовали обвинения в сексизме, что еще больше привлечет внимание к фильму.
Стоун затронул и тему преследования гомосексуалистов в России. Путин отвечает, что никакой дискриминации нет в отличие от, например, мусульманских стран, где геев могут даже казнить. Стоун тут же задает провокационный вопрос, как бы президент повел себя, если бы оказался в душе на подводной лодке с геем. Путин отшутился: да не пошел бы он с ним в душ — зачем же провоцировать человека, к тому же он владеет дзюдо.
Судя по всему, Оливер Стоун делал свой фильм с большой симпатией к герою, и его теперь, разумеется, будут критиковать за то, что он «гуманизирует Путина» — показывает, как тот кормит лошадь морковкой, ведет машину и рассказывает Стоуну про свое видение проблемы Эдварда Сноудена, про которого тот уже и сам снял кино. Гуманизирует тем, что Путин у него играет в хоккей и занимается на тренажерах. «Играет мускулами», как тут же написали. Они вместе смотрят культовый фильм Стэнли Кубрика времен разгара «холодной войны» «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил ядерную бомбу». Это хороший фон для обсуждения вопросов ядерной безопасности. Американская аудитория поймет, в чем тут подвох.
Оливер Стоун вообще испытывает симпатию к сильным лидерам. Он снял фильмы о президенте Венесуэлы Уго Чавесе и кубинском лидере Фиделе Кастро. В Америке его считают левым либералом. Ему уже достается за то, что к Путину он недостаточно критичен и скептичен. Как написал журнал Foreign Affairs, это кино «подрывает представления американцев о самих себе». «Временами кажется, что Стоун и Путин разыгрывают незримую шахматную партию. Обидно сознавать, что Путин при этом, конечно, играет у всех на виду, при ярком освещении, шахматную партию с Америкой в формате 3D. Играет и выигрывает», — пишет издание.
Это кино посмотрят миллионы людей. Его можно рассматривать как продолжение большой пиар-кампании Кремля для западной аудитории. Неделю назад интервью у Путина брала звезда американской журналистики Мегин Келли. На следующей неделе выходит фильм Оливера Стоуна. На Западе президентская предвыборная кампания Путина уже началась. Можно, конечно, заподозрить его в том, что он скептически относится к отечественной прессе и кинематографистам, ради которых он не раскрывался так, как для четырехкратного лауреата премий «Оскар», разве что в начале президентства в книге «От первого лица». Однако признаемся, разве имело бы такой же резонанс для американской аудитории интервью Путина хоть для Первого канала, хоть для «России 1», хоть для Никиты Михалкова, которого он вряд ли при этом возил бы сам на машине? К тому же трудно представить, чтобы условные Екатерина Андреева или Владимир Соловьев, да даже и сам Дмитрий Киселев задали бы Путину под камеру вопрос о геях в душе на подводной лодке. Впрочем, как и многие другие вопросы.