«Скучно, девочки, это мы уже все видели». Путин ответил на обвинения Сирии в химатаке
Лента новостей
Российский лидер прокомментировал обвинения в адрес Сирии после переговоров с президентом Италии. Москва будет настаивать на проведении расследования, сказал Путин
Обновлено 19:44
Владимир Путин прокомментировал обвинения в адрес властей Сирии в применении химоружия в Идлибе. Российский президент заявил, что ситуация напоминает события 2003 года, когда США демонстрировали якобы химоружие, обнаруженное в Ираке. «Хочется сказать: скучно, девочки, это мы уже все видели», — сказал Путин.
Москва намерена добиваться от структур ООН расследования инцидента с химоружием. Об этом российский лидер сказал по итогам переговоров с президентом Италии Серджо Маттареллой:
Владимир Путин президент Российской Федерации «Мы обсуждали это с президентом Италии. Я сказал, что это мне сильно напоминает события 2003 года, когда представители Соединенных Штатов в Совете Безопасности показывали якобы химическое оружие, обнаруженное в Ираке. После этого началась военная кампания в Ираке, а закончилась разрушением страны, ростом террористической угрозы и появлением ИГИЛ на международной сцене, ни больше ни меньше. Все то же самое происходит сейчас, и опять партнеры им кивают. Я вспоминаю в этой связи наших замечательных писателей Ильфа и Петрова. Хочется сказать: скучно, девочки, это мы уже все видели, наблюдали. Что касается того, почему это происходит. Все хотят восстановить отношения с западным сообществом после того, как благодаря бывшей администрации США многие европейские страны заняли такую антитрамповскую позицию в ходе избирательной кампании. Очень хорошая платформа для консолидации: Сирия, Россия, есть общий враг, замечательно. Мы готовы потерпеть, но только мы надеемся, что это выйдет все-таки на какой-то позитивный тренд взаимодействия. Для внутриамериканского потребления тоже вроде есть свои резоны. Политические противники действующего президента никуда не делись, и, если что случится, на него все и свалят, я в этом нисколько не сомневаюсь. Возможны ли новые удары или невозможны? У нас есть информация от различных источников, что подобные провокации — а я по-другому это назвать не могу — готовятся и в других регионах Сирии, в том числе в южных пригородах Дамаска, где собираются подбросить опять какое-то вещество, обвинить в его применении сирийские официальные власти. Но мы считаем, что любое проявление подобного рода достойно того, чтобы его тщательным образом расследовать. Мы собираемся официально обратиться в соответствующую структуру ООН в Гааге и призвать международное сообщество тщательно расследовать эти проявления и в зависимости от результатов расследования принять взвешенные решения».
Заявления Путина прозвучали буквально за час до того, как в Москве приземлился самолет госсекретаря США Рекса Тиллерсона. В ходе своего первого визита в Россию в качестве главы Госдепа он встретится с Сергеем Лавровым. Глава международного комитета Госдумы Леонид Слуцкий уже заявил, что Тиллерсона в Москве ожидает откровенный и жесткий разговор с расчетом на здравый смысл. Сам Рекс Тиллерсон перед вылетом из Италии, где он находился на встрече глав МИД «большой семерки», сказал, что Россия должна выбрать между Западом и поддержкой Асада:
Рекс Тиллерсон главы Госдепа США «Я надеюсь, что российские власти поймут, что Башар Асад — партнер, на которого нельзя положиться. Россия сблизилась с режимом Асада, Ираном и Хезболлой. Разве такой альянс служит долгосрочным интересам России? Или же Россия предпочтет сменить курс в сторону США, других стран Запада и Ближнего Востока, которые стремятся создать стабильное и безопасное будущее для сирийского народа? Россия могла бы быть частью этого будущего и играть в нем важную роль. Или Россия может продолжить партнерство с Дамаском и Тегераном, что, на наш взгляд, не служит долгосрочным интересам России. Но ответить на этот вопрос может только сама Россия».
Назвать его слова очень резкими нельзя, считает профессор МГИМО Валерий Соловей.
Валерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Это все-таки не конфронтационные заявления, это отсылка к очень печальному историческому эпизоду, где позиция России оказалась в конечном счете исторически оправданной. В данном случае Россия дает понять, что не стоит спешить с выводами и, главное, не стоит спешить с решениями. Это в данном контексте очень правильное предостережение, поскольку одно дело — удар, а другое дело — массированная военная интервенция. Я думаю, что Владимир Владимирович просто послал сигнал, не прямой, но косвенный, что Запад вряд ли готов к массированной военной интервенции — ни Соединенные Штаты, ни Евросоюз, ни военный блок НАТО. Плюс отсылка к примату международного права, к необходимости международного расследования. Да, это все очень правильно в такой готовящейся вербальной или предвещаемой вербальной конфронтации, о которой сейчас многие говорят».
Пока неизвестно, встретится ли с главой госдепа Владимир Путин. В Кремле встречу пока не подтверждают, но СМИ со ссылкой на источники пишут, что возможность сохраняется. Как можно оценить заявления российского президента, прозвучавшие перед приездом Тиллерсона в Москву?
Александр Баунов главный редактор Carnegie.ru «То, что произошло, желательно, чтобы осталось единичным случаем и не превратилось в систему односторонних действий. То есть Трамп вот показал свою решительность, и этой демонстрации решительности достаточно. Если это перейдет в систему, то ничего хорошего не выйдет. Но, с другой стороны, если это станет системой, Россию этим не запугать, и она готова будет некоторое время терпеть роль главного международного зла, к которой ей не привыкать. Сейчас ООН ведет себя по-разному. Мы видим, что Трампа поддержали ведущие западноевропейские страны, что довольно удивительно. Я имею в виду лидеров Франции и, по крайней мере, Германии, там не очень его любят. Мы помним, как странно, холодно и даже с издевкой прошла первая встреча Трампа и Меркель, особенно это заметно после совершенно другого поведения Трампа во время встречи с китайским руководителем. Да, с Меркель он общался достаточно высокомерно и отстраненно. Тем не менее, она его поддержала. Его поддержала Британия, его поддержала Франция. По крайней мере, вот это одноразовое применение силы. Причину этого как раз Путин и пытался найти, когда говорил о том, что Западная Европа нашла повод для новой американской администрации, которую до этого критиковала. Нужно же им найти какую-то общую точку, вот они нашли общую точку в лице общего врага. Что касается встречи Путина и Тиллерсона, то, по протоколу, он не обязан встречаться с ним, естественно. Но мы видели, что такие встречи происходили. Например, когда Керри приезжал к Лаврову. Бывало, что его принимал и Путин. Это зависит от того, как пройдет встреча Тиллерсона и Лаврова. Если она будет такой же холодной и содержательной, какой была их первая встреча в Германии, то не примет. Если Тиллерсон, как грозится, привезет в Москву ультиматум — или вы прекращаете поддержку Асада и начинаете воевать вместе с нами против него, или мы наложим новые санкции, то, конечно, тогда он его не примет ни в коем случае».
Добавим, что перед визитом в Москву Тиллерсон побеседовал по телефону с Петром Порошенко. Он заверил украинского лидера в том, что Вашингтон не допустит никаких пакетных договоренностей по разрешению ситуации в Украине и Сирии, сообщила пресс-служба Порошенко.
Тиллерсон во вторник после саммита «большой семерки» в Италии заявил, что Россия должна выбрать между Западом и поддержкой Асада. При этом о новых санкциях против России «семерка» не договорилась. Идею, которую высказал глава британского МИД Борис Джонсон, заблокировали Германия вместе с рядом других стран ЕС, пишет Daily Mail. Почему саммит не нашел согласия по поводу санкций?
Алексей Арбатов руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН «Борис Джонсон, равно как и Тиллерсон, новые люди в этой сфере. Они не имеют серьезного опыта дипломатического взаимодействия, который другие нарабатывали в течение многих лет. Перед прессой легко делать заявления, а когда дело доходит до реальной политики, все оказывается намного сложнее. Коллективная позиция «семерки» состоит в том, что необходимо расследовать. Позиция России состоит в том, что необходимо расследование. Председатель комитета по международным делам Совета Федерации высказал мнение о том, что никакое применение химического оружия со стороны правительства Сирии недопустимо. Было соглашение, был вывоз оружия, было взаимодействие между Россией и США, и если бы вдруг это действительно произошло, было применено оружие, это просто плевок в лицо России, которая много сделала для поддержки режима Асада. Более того, я уверен, что Косачев не заявлял это только от себя. Он человек опытный, и я думаю, что он такую позицию согласовывал, то есть это сигнал и в отношении США, и в отношении Запада: давайте расследуем этот инцидент и по результатам расследования будем принимать решение, в том числе и в отношении правительства Асада».
Как заявил журналистам глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, если окажется, что Башар Асад в нарушение обязательств перед международным сообществом укрыл химическое оружие, это может стать «красной чертой» для сотрудничества между ним и Россией. Это заявление Business FM прокомментировал председатель комитета Совета Федерации по информационной политике Алексей Пушков:
Алексей Пушков председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике «Я считаю, что в таких вопросах предположения не слишком полезны. Надо сначала установить факты и потом уже принимать решения. Если мы сейчас будем говорить о том, что может произойти, много чего может произойти и много вариантов может быть, но пока не доказано применения Асадом химического оружия, пока никаких данных нам не предоставлено американской стороной, инспекции международные не занимались этим вопросом, пока не выяснено, что запасы химического оружия были на авиабазе Шайрат, которую бомбили США, мне кажется, об этом говорить просто преждевременно. Я не считаю эту тему заслуживающей обсуждения на сегодняшнем этапе».
Американская разведка пока не пришла к единому мнению по поводу того, знала ли Россия о подготовке предполагаемой химической атаки. Об этом, как сообщает ТАСС, заявил представитель администрации США. В то же время агентство The Associated Press со ссылкой на источник пишет, что российский беспилотник был замечен в небе над больницей, куда доставляли пострадавших после предполагаемой химической атаки. По словам собеседника, в Белом доме уверены, что присутствие беспилотника не было случайностью.