«Греф обратился к тому, кому больше всего доверяет». Украинская «дочка» Сбербанка досталась сыну Гуцериева
Лента новостей
Покупатели — латвийский Norvik Banka и некая белорусская компания. Как ожидается, сделку закроют в первом полугодии 2017-го
Обновлено 13:24
Сбербанк продал свою украинскую «дочку» сыну Михаила Гуцериева. Покупателями выступил консорциум, куда вошли латвийский Norvik Banka и белорусская компания, название которой не уточняется. Однако отмечается, что она принадлежит гражданину Великобритании Саиду Гуцериеву, сыну российского предпринимателя Михаила Гуцериева, владельцу «Русснефти».
Сообщения о сделке появились на сайтах латвийской финансовой организации и Сбербанка. Известно, что закрытие сделки ожидается в первом полугодии 2017-го.
Сбербанк сообщает, что сделка будет закрыта после получения одобрений продажи со стороны финансовых и антимонопольных регуляторов, в том числе в Латвии и на Украине. «Надеемся, что решение о продаже нашего дочернего банка будет способствовать разблокированию его офисов и возобновлению нормальной работы, что позволит клиентам банка продолжать беспрепятственно пользоваться услугами одного из самых стабильных и эффективных банков в Украине», — говорится в заявлении Сбербанка.
Norvik Banka объявил, что в инвестиционном консорциуме участвует глава этого кредитного учреждения — бизнесмен Григорий Гусельников, который также является гражданином Великобритании. Как отмечает «Интерфакс», в сообщении латвийского банка не приводится информации о родственных связях мажоритарного акционера сделки Михаила Гуцериева, однако отмечается, что он окончил Харроу и Оксфорд, а также работал в Glencore.
Гусельников в начале 2000-х пришел в «Бинбанк», основными акционерами которого являются Михаил Гуцериев и его племянник Микаил Шишханов. Гусельников в 2008 году стал президентом «Бинбанка». Также он был одним из постоянных участников передачи «Что? Где? Когда?». В 2007 и 2008 годах его включали в рейтинг 33 самых успешных молодых людей России, составленный журналом «Финанс».
Начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий считает сделку чистой, несмотря на связи участников консорциума.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Сбербанку надо решить две задачи. Задача минимум — это вывести Сбербанк из-под украинских санкций, задача максимум — продать украинскую «дочку», она убыточна, в нее приходится постоянно закачивать средства для пополнения капитала. По крайней мере, в рамках этой сделки может быть решена первая задача. Конечно, вызывает некоторое подозрение, что это какой-то междусобойчик, то есть на самом деле речь идет не о фактической сделке, а просто о переупаковке актива так, чтобы его удалось вывести из-под украинских санкций, то есть может у отдельных злопыхателей создаться такое неправильное впечатление. А на самом деле я уверен, что это чистая, корректная сделка, просто без вариантов. Было бы странно, если бы это все не вызывало вопросы. Конечно, хотелось бы, чтобы купил какой-нибудь западный банк, и все было бы чисто и корректно, но что есть, то есть. Я думаю, что украинской стороне придется смириться, потому что если произойдет худший вариант, то дефолт украинского Сбербанка очень мощно аукнется, в том числе и по украинскому аналогу нашего АСВ».
«Приобретаемый банк имеет прекрасную инфраструктуру: в его платформу предыдущим собственником — российским Сбером — были вложены сотни миллионов долларов. Это солидное основание для развития и качественного роста проекта», — приводит слова Гуцериева пресс-служба Norvik Banka.
«Сбербанк Украина» занимает четвертое место по размеру активов в банковской системе страны. Григорий Гусельников вел переговоры со Сбербанком и ранее, но тогда продавец мог диктовать свои условия, и сделка не состоялась, пишет газета «Коммерсантъ». Стоимость объявленной сделки неизвестна. Ранее потенциальные покупатели оценивали украинскую «дочку» Сбербанка в 450-680 млн долларов. По данным издания, Григорий Гусельников через Norvik Banka приобретет 45%, Саид Гуцериев — 55%.
24 марта газета «Коммерсантъ» сообщила о том, что Сбербанк с мая 2016 года пытался продать свои украинские активы. Однако сделка якобы сорвалась на уровне президента Украины из-за завышенной стоимости принадлежащей ему липецкой кондитерской фабрики Roshen. На следующий день Сбербанк назвал детали переговоров домыслами, при этом отметил, что действительно изучает возможности продажи бизнеса на Украине.
15 марта Национальный банк Украины объявил о введении санкций в отношении «дочек» российских банков, объяснив это необходимостью сохранения финансовой стабильности в стране и стремлением не допустить вывода капитала за пределы страны.
С начала марта работа Сбербанка на Украине была фактически заблокирована из-за действий радикалов. Накануне в украинской партии «Национальный корпус» заявили, что откроют доступ к отделениям российских банков, чтобы вкладчики забрали деньги, а затем начнут «еще более жесткую блокаду» всех офисов финансовой организации в стране.
На прошлой неделе о причинах ухода с украинского рынка рассказал глава Сбербанка Герман Греф: «Ни министерство внутренних дел, никакие другие правоохранительные структуры не пресекают абсолютно беззаконную деятельность этих незаконных вооруженных формирований. И, конечно, когда это сочетается еще с таким дискриминационным решением, как запрет на движение межбанковских кредитов между Россией и Украиной, все это создает достаточно серьезную ситуацию давления на нашу деятельность в Украине».
Почему среди покупателей Сберанка на Украине оказался именно Саид Гуцериев, не сообщается. Однако известно, что у его отца давние хорошие отношения с Германом Грефом. Именно к нему Гуцериев обратился за помощью в Лондоне, когда бизнесмен бежал из России после обвинений в неуплате налогов и незаконном предпринимательстве.
Участие в сделке Гуцериевых — явно просьба Грефа, говорит заместитель шеф-редактора Forbes Ольга Проскурнина.
Ольга Проскурнина заместитель шеф-редактора Forbes «Именно Греф заступался за Гуцериева, когда тот был вынужден уехать из России в Великобританию из-за проблем со «Славнефтью». Против него было возбуждено несколько уголовных дел, в итоге он продал свою долю Дерипаске, уехал в Лондон и несколько лет прожил там. Именно Греф доказывал перед Путиным, как известно, то, что он ни в чем не виноват. В итоге, Гуцериев выкупил обратно у Дерипаски «Славнефть», вернулся в Россию и довольно активно пользовался кредитами Сбербанка и деловыми совета Грефа. В частности, он рассказывал Forbes, что последний раз, когда вообще брал личный кредит в Сбербанке, тот хеджировался по настоянию Германа Грефа от падения нефти, это было в 2014 году. Он выиграл 700 млн долларов. В общем, связи между Гуцериевым и Грефом и чисто человеческие, и деловые. Я думаю, что эта история с покупкой украинской «дочки» Сбербанка компанией младшего сына Гуцериева — это, прежде всего, свидетельство того, что Греф обратился к тому, кому он больше всего доверяет. И удобство было в том, что у Гуцериева давний нефтеперерабатывающий бизнес в Белоруссии, и с точки зрения украинской власти белорусская компания устроила бы в отличие от российской».
После сообщения о продаже украинского Сбербанка латвийско-белорусскому консорциуму агентство «Интерфакс-Украина» сообщил, что в Киеве группа активистов начала разбирать бетонную стену, блокировавшую отделение Сбербанка и отчищать от наклеек и надписей стены офиса. Тем не менее в украинских СМИ сделку описывают не иначе как продажу банка сыну российского миллиардера. Защитит ли от радикалов новая вывеска банка?
Руслан Бортник директор Украинского института анализа и менеджмента политики «В случае такой покупки банка блокирования и нападки на него в Украине могут не прекратиться, потому что в Украине это может быть воспринято как попытка уйти из-под давления, но не как реальная продажа. Все же покупка этого банка сыном руководителя «Русснефти» выделит не как уход России из украинского банковского рынка, чего требовали украинские националисты, а как сохранение присутствия просто под другим брендом, под другими вывесками. Кроме того, такой покупке может вставлять палки в колеса и Национальный банк Украины, потому что одна из проблем российских банков состоит в том, что они являются таким лакомым кусочком для некоторых бизнес-элит, которые тоже не против приобрести, но по очень сниженной цене, и даже назывались претенденты на украинскую «дочку» Сбербанка, поэтому, я думаю, игра на этом не закончится».
Как писал Forbes, глава Сбербанка, а также владелец АФК «Система» Владимир Евтушенков помогли Гуцериеву выйти из опалы, вернуться и восстановить бизнес. А в апреле прошлого года сообщалось, что Гуцериев-старший благодаря совету Грефа заработал огромное состояние. Позже он отблагодарил Грефа, достроив к Олимпиаде в Сочи принадлежащий Сбербанку горнолыжный курорт, возведение которого провалил Ахмет Билалов.