Главам госучреждений ограничили заработки, но есть исключения
Лента новостей
Закон об ограничении заработков глав всех госучреждений действует с 1 января. Однако, как обычно, есть исключения. Кому ограничили зарплаты, и у кого в этой области «особая роль»?
Работники госучреждений с 1 января живут по-новому — с пониманием того, что их зарплаты не такие уж и маленькие по отношению к зарплатам руководства. По закону, жалованье руководителей не должно превышать средние заработки рядовых сотрудников в восемь раз. Это касается любых федеральных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, внебюджетных фондов. Отдельным указом президент привязал заработки глав ПФР, ФОМС и ФСС к доходам сотрудников. Заодно Минздрав разработал аналогичный проект приказа по поводу зарплат главврачей. Но наступлению относительного равенства мешает ряд обстоятельств. Руководители прекрасно умеют обходить любые законы. Вот как, например, поступают главврачи, рассказывает оргсекретарь профсоюза медработников «Действие» Андрей Коновал.
Андрей Коновал оргсекретарь профсоюза медработников «Действие» «Как они раньше обходили? Нанималось десять заместителей главврачей, каждому устанавливались огромные заработные платы — до 400% стимулирующих надбавок. Я так думаю, что это делается исключительно с одной целью, чтобы путем откатов эти деньги могли идти в «черную» кассу или в пользу главных врачей. Во-вторых, надо понимать, что фактически у нас медучреждения переведены на хозрасчет, на самоокупаемость, и там предоставлена огромная свобода действий руководителям этих учреждений. Они, по сути, действуют как бизнесмены».
Пожалуй, самый популярный способ поднять зарплату — это премии, бонусы, надбавки. Например, недавняя громкая история о том, как глава «Почты России» Дмитрий Страшнов заработал в 2014 году дополнительные 95 млн рублей. Это как раз и есть бонус по итогам работы. Первый директор Федерального фонда ОМС Владимир Гришин заявил Business FM, что эти нюансы придется учитывать.
Владимир Гришин первый директор Федерального фонда ОМС «Я думаю, что вопрос регулирования, который поручен правительству, коснется всех аспектов заработной платы в целом. А так начинается все с окладов. Какой минимальный оклад у самого маленького сотрудника и директора фонда? У них будет состоять эта заработная плата из нескольких направлений. Все из них придется регулировать. И окладную часть, и премиальную, и надбавочные коэффициенты различные: за выслугу лет, за ненормированный рабочий день, и так далее, за секретность и все прочее».
Параллельно вновь всплыл один из самых болезненных вопросов: зарплаты руководителей госкомпаний. Как заявил «Российской газете» министр труда Максим Топилин, власти не намерены ограничивать заработки таких топ-менеджеров, потому что это коммерческие компании, а в бизнесе нельзя регулировать зарплаты. Но, вообще-то, государство в этих компаниях — контролирующий акционер. Он выдвигает в совет директоров своих представителей. Они утверждают руководство компании, которое и занимается вопросами зарплат. Следовательно, акционер может повлиять на заработки топ-менеджеров, если захочет. Но не в российских госкомпаниях, констатирует профессор ВШЭ Иван Родионов.
Иван Родионов профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ «Подразумевается, что единоличный исполнительный орган, он, как правило, назначается самим советом директоров, с учетом его прошлого опыта, репутации и всего остального. Так как в госкомпаниях этот порядок нарушен, потому что, по сути дела, вот этот единоличный исполнительный орган, он назначается не советом директоров, а сверху, вернее даже, с боку. То, соответственно, если к компании есть претензии, и эти претензии относятся к совету директоров, совет директоров говорит: «А мы здесь при чем?»
Топ-менеджеры госкорпораций — не единственное исключение. Есть перечень организаций, где можно увеличивать предельную разницу между зарплатами руководства и сотрудников. В этот список входит масса госпредприятий — охрана, оборонка и вышеупомянутая «Почта России». Кроме того, руководители Пенсионного фонда, фонда соцстрахования и ОМС, согласно постановлению правительства, могут получать не в восемь, а в десять раз больше своих сотрудников, потому что у них, как писал Минтруд, «особая роль». Так и просится: особые сотрудники в особых учреждениях особые зарплаты особо получают.