Варя Караулова не смогла доказать суду, что она не террористка
Лента новостей
Суд отправил в колонию бывшую студентку МГУ. На скамье подсудимых ее поддерживала мама: «Варя, не расстраивайся, мы еще не проиграли. Это у них был показательный процесс — другого быть не могло»
Московский окружной военный суд приговорил к 4,5 года лишения свободы бывшую студентку МГУ Варвару Караулову. Она была признана виновной в «покушении на участие в деятельности террористической организации» (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 205.5 УК РФ). Суд согласился с версией обвинения о том, что прошлой весной девушка сбежала из дома, чтобы примкнуть к террористической организации «Исламское государство» (ИГ).
Несмотря на то, что для оглашения приговора выделили самый большой зал, даже он с трудом вместил всех желающих. Скамейку в первом ряду полностью заполнили родственники подсудимой, среди которых были ее мама и бабушка. Сама 21-летняя Варя, одетая в темно-бирюзовое платье и модные валенки, сидела в клетке с бронированным стеклом, сцепив руки в замок. С нее так и не сняли наручники. Оглашение приговора заняло почти два часа.
«Планы на джихад»
Почти сразу же стало ясно, что тройка судей не поверила доводам подсудимой о том, что она не собиралась стать террористкой, а планировала выйти замуж за мусульманина. «Несмотря на отрицание подсудимой вины, она подтверждается совокупностью представленных доказательств», — заявил председательствовавший на процессе судья Александр Абабков. Подсудимую он называл Александрой Ивановой, так как она сменила имя и фамилию.
Суд согласился с версией обвинения о том, что проникшаяся «радикальными исламскими взглядами» студентка второго курса философского факультета МГУ в конце весны прошлого года пыталась попасть в Сирию, чтобы присоединиться к ИГ. Из приговора следовало, что девушка разделяла идеологию запрещенной международной террористической организации и сознавала, что целью ее участников является создание на территории Сирии, Ирака, Ливии и других стран Ближнего Востока халифата — квазигосударства с шариатской формой правления и ведением так называемого джихада — священной войны с неверными во всем мире.
27 мая Караулова покинула дом, сказав родным, что едет в университет. Однако на занятиях она так и не появилась. Впоследствии выяснилось, что она вылетела в Стамбул. Там ее встретили сторонники ИГ и сначала отправили на конспиративную квартиру, а затем — в город Килис, чтобы впоследствии переправить в Сирию. Однако планам девушки не суждено было сбыться: в ночь на 4 июня ее задержали при попытке незаконного пересечения турецко-сирийской границы. Вернуть студентку удалось благодаря тому, что ее родители забили тревогу. Задействовав свои связи, отец нашел дочь в Турции и отвез в Россию. Однако, оказавшись в Москве, та продолжила общаться в соцсетях с вербовщиком, обсуждая планы повторного отъезда в Сирию. К тому времени Караулова уже сменила имя. В конце октября 2015 года ее арестовали.
Любовь к вербовщику
В ходе судебного процесса Караулова отрицала вину. Она уверяла, что ехала в Сирию не для того, чтобы присоединиться к боевикам, а чтобы выйти замуж. Подсудимая утверждала, что влюбилась в вербовщика, с которым общалась по Интернету со времен школы — в течение трех лет. Этот человек — житель Казани Айрат Саматов — назвался русским именем и выдал себя за некого Влада из Красногорска, разместив на своей странице в соцсети чужие фотографии. Подсудимая твердила, что теперь раскаивается в случившемся. «Я хотела бы перезагрузить свою жизнь», — говорила она, называя свои действия «подростковым бунтом».
Однако озвученные в суде доказательства свидетельствовали об обратном. «Иванова оправдывала деятельность ИГ, а также действия Саматова, который подробно сообщил ей, что он состоит в подразделении ИГ «Бадр», проходит подготовку по минно-подрывному делу и рассказывал, что большинство участников этого подразделения становится шахидами, «принимая смерть на пути к Аллаху», отмечалось в приговоре. В его основу, в частности, легли показания свидетелей, а также результаты различных экспертиз.
Довольно много внимания судьи уделили переписке девушки с ее вербовщиком. Они констатировали, что уже после возвращения на родину Караулова вышла на связь с Саматовым и стала обсуждать с ним теракты и присягу боевиков. Нахождение в кругу родных девушка называла тюрьмой, завидовала «жениху», тому, что он «находится среди лучших людей», а также сокрушалась, что ее побег не удался. При этом она обсуждала возможность повторного отъезда в Сирию по поддельному таджикскому паспорту.
«Воины Аллаха»
Судьи не поверили словам Карауловой, которая сказала, что одобряла все рассуждения любимого, даже если была с ними не согласна. Это касалось и религии. В переписке с Саматовым Караулова жаловалась, что в университете ей приходится «молиться под лестницей в пыли» и выражала надежды, согласно которым «мыльный пузырь Европы придет к концу». Кстати, то, что Караулова была вовсе не рада вернуться в Россию, подтвердили сразу несколько свидетелей. Находившиеся в Турции россиянки рассказывали. как одетая в хиджаб девушка регулярно совершала намаз, постилась, читала книгу «Крепость мусульманина» (признана экстремистской литературой) и Коран, а также рассказывала, что едет в Сирию, чтобы жить по канонам шариата. Она была недовольна тем, что за ней приехал отец.
Несмотря на то, что в больнице имени Алексеева медики констатировали у Карауловой шизотипическое расстройство личности, эксперты пришли к выводу, что психическими заболеваниями она не страдала и не страдает. Также не находилась подсудимая и в состоянии аффекта, которое могло бы помешать ей осознать фактический характер своих действий, решили медики.
К смягчающим вину обстоятельствам суд отнес возраст подсудимой, а также ее состояние здоровья. Он дал Карауловой на полгода меньше, чем просил прокурор — вместо пяти лет заключения в колонии четыре с половиной, без штрафа.
Последняя точка
Адвокаты осужденной Илья Новиков и Сергей Бадамшин заявили, что не согласны с приговором и обжалуют его в коллегии по делам военнослужащих Верховного суда. Подать апелляцию они смогут в течение десяти суток. По мнению Ильи Новикова, именно высшая судебная инстанция поставит в деле точку.
«Мне как юристу интересно, что скажет Верховный суд по поводу того, что Окружной военный суд проигнорировал его разъяснения, которые были даны в ноябре, о том, что может, а что нет считаться участием в террористской организации», — подчеркнул юрист. Адвокат отметил, что соответствующее постановление пленума ВС появилось уже под занавес судебного процесса. В нем говорится, что участием в деятельности террористической организации может считаться пропаганда или участие в ее мероприятиях. «А написать в приговоре о том, что если бы Караулова попала в эту организацию, из нее делали бы террористку, нельзя», — полагает защитник.
Приговор суда осужденная встретила, не демонстрируя эмоций. Ее мама Кира Караулова, услышав срок, тяжело опустилась на скамью и как могла поддерживала дочь. «Варя, не расстраивайся, мы еще не проиграли. Это у них был показательный процесс — другого быть не могло», — говорила она. Когда журналисты покинули зал, Кира Караулова не выдержала и разрыдалась.