«Газпром»: у нас нет активов в национализированной Турцией Akfel Holding
Лента новостей
СМИ сообщают, что Турция перевела в государственную собственность газовую корпорацию, совладельцами активов которой являются «Газпром» и «Газпромбанк», но, как заявили Business FM в российской монополии, «Газпром» не владеет долями в турецкой компании
«Газпром» не имеет долей в турецком Akfel Holding. Об этом Business FM заявили в пресс-службе российской компании. Официальное заявление по этому поводу уже готовится.
Ранее «Коммерсантъ» сообщил, что Турция национализировала активы «Газпрома». В начале декабря в Анкаре приняли решение о национализации компании Akfel Holding, которая является самым крупным импортером российского газа в стране. Эта мера не связана с событиями, произошедшими 19 декабря, когда во время открытия выставки в Анкаре был убит российский посол.
Как сообщает издание, решение о переводе газовой корпорации в государственную собственность было принято после того, как Akfel Holding заподозрили в связях с оппозиционными движениями, поддерживающими Фетхуллаха Гюлена. Совладельцами активов турецкой компании являются в том числе «Газпром» и «Газпромбанк». «У нас просто забрали самого эффективного и прибыльного продавца российского газа в Турции», — заявил собеседник газеты, близкий к «Газпрому». Новым собственником турецкого газового оператора фактически является национальный Фонд страхования вкладов.
Как утверждает газета, у «Газпрома» есть миноритарный пакет в Akfel Holding и не одобренный турецким правительством опцион на покупку 50% в Akfel Gas. При этом у Akfel и «Газпрома» есть 30-летний контракт на поставку 2,25 млрд кубометров газа в год. Он был заключен в августе 2012 года и действует до конца декабря 2043-го.
В целом на компании группы Akfel приходятся 55% в портфеле поставок «Газпрома» частным турецким импортерам и примерно 20% от всех поставок российского газа в Турцию. Годовую выручку группы от газового бизнеса издание оценивает в 400-500 млн долларов. Официально группа Akfel финансовые показатели не раскрывает.
«Газпром» тут действительно ни при чем, говорит заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Алексей Гривач заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности «Это все-таки натяжка, что у «Газпрома» отобрали активы в Турции, потому что у него есть гораздо более очевидный актив на турецком рынке Bosphorus Gaz, где группа «Газпром» является контролирующим акционером. Это действительно дочерняя структура. Компании холдинга Akfel Gaz все-таки контролировались в первую очередь турецкими партнерами, которые сейчас имеют огромные проблемы с турецкими властями. Речь идет все-таки не об активах «Газпрома». Во-первых, партнером прежде всего является «Газпромбанк», он не входит в группу «Газпром», хотя это ассоциированная компания, есть определенные связи, но это все-таки не «Газпром». Наверное, вопросы будут решаться на политическом уровне, потому что здесь завязаны политические вопросы и недовольство или, так скажем, преследование со стороны турецких властей основных турецких акционеров группы Akfel. Но я не исключаю, что через какое-то время этот актив или доля российской стороны будут в процессе переговоров урегулированы либо в виде компенсаций, либо в виде оставления их права быть партнером, просто не тех структур и тех частных турецких акционеров, с которыми изначально создавался и развивался этот бизнес, а с новыми ставленниками с турецкой стороны. Если бы российские интересы были ущемлены слишком сильно в рамках этого дела, так, как это представляют некоторые СМИ, то процесс подписания контрактов и соглашений по «Турецкому потоку» был бы не так прост и гладок, как это произошло, когда буквально за два месяца были подписаны и ратифицированы соглашения по «Турецкому потоку», которые предполагают существенные инвестиции, безопасность поставок газа в Турцию, в том числе частным трейдерам».
В конце концов будет найден компромисс, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Если мы посмотрим на этот газовый актив, у этого трейдера порядка 10% газового рынка Турции, что в целом говорит о незначительности, но, с другой стороны, он был высокомаржинальный и открывал горизонты по наращиванию долей, у «Газпрома» были опционы на выкуп долей еще ряда смежных компаний, и опять же у него было весомое значение. Это предмет торга, и это все будет решаться в пакете, как «Турецкий поток», как переговоры по ценам на газ после 2017 года с частными турецкими игроками. В этом смысле у нас уже были в определенной степени затягивания, сложности и так далее, так что в целом нельзя однозначно сказать, куда будет крен. Конечно, мы рассчитываем и продолжаем рассчитывать на конструктивную историю и успешное завершение «Турецкого потока» и приход к компромиссу по этим активам, но посмотрим, как поведет себя Турция. Скорее всего, потребуется вмешательство самого Эрдогана, учитывая, что если вы национализировали, значит, вы власть, вы теперь по этим активам можете принимать определенные решения, которые не затрагивали бы интересы внешних инвесторов».
Со следующего года перестает действовать скидка на газ для частных импортеров, и, чтобы утвердить новые цены, необходимо садиться за стол переговоров. Эксперты считают, что локальный газовый спор с Турцией уже неизбежен. В то же время они отмечают, что российской стороне нужны рабочие отношения с турецкими властями для реализации политически важного проекта «Турецкий поток». Соглашение о его строительстве подписал 6 декабря президент Турции Реджеп Эрдоган.
Как пишет издание, российская монополия пробовала урегулировать проблемы потери активов, однако попытки не увенчались успехом. В Akfel и «Газпроме» отказались от комментариев, турецкий национальный Фонд страхования вкладов не ответил на запрос издания.