16+
Суббота, 23 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
21 октября 2016, 12:01 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Ложная победа: к чему может привести взятие Мосула

Лента новостей

Битва за иракский город продолжается. Станет ли его захват автоматической победой над «Исламским государством»?

Члены иракских сил безопасности празднуют освобождение села от боевиков «Исламского государства» к югу от Мосула.
Члены иракских сил безопасности празднуют освобождение села от боевиков «Исламского государства» к югу от Мосула. Фото: Thaier Al-Sudani/Reuters

Взятие Мосула будет обозначать полную победу над запрещенным в РФ «Исламским государством», заявил 20 октября президент Франции Франсуа Олланд. Есть и противоположная точка зрения: как сказал министр иностранных дел Ирака Ибрагим аль-Джафари, неверно утверждать, что взятие этого города автоматически обозначает победу над ИГ.

Почти молниеносный захват Мосула в июле 2014 года, когда его фактически без боя сдала иракская армия, стал первой крупной победой «Исламского государства» и заставил о нем говорить. Именно в Мосуле Абу-Бакр аль-Багдади, который возглавлял группировку уже четыре года, произнес с кафедры Великой мечети аль-Нури проповедь в честь Рамадана в качестве халифа, которым его провозгласили за несколько дней до этого. Согласно идеологии ИГ, халиф просто обязан завоевывать и владеть территорией, он не может скрываться в подполье и прятаться, как это делал когда-то лидер запрещенной в РФ «Аль-Каиды» Усама бен Ладен.

Именно захват Мосула и провозглашение халифата стали тем фактором, за счет которого ИГИЛ — скрывавшаяся в пустыне малоизвестная группировка, одна среди подобных — вдруг стала тысячами привлекать сторонников. Многие из них ехали из Америки, Европы и России. Теперь же ситуация прямо противоположна той, что была в 2014 году, говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников.

Владимир СотниковВладимир Сотников ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН «Главарь ДАИШ (ИГ — Business FM) за несколько минут до начала решающего наступления скрылся в неизвестном направлении, за ним потянулись другие боевики ДАИШ, которые теперь в массовом количестве переходят на территорию Сирии. Живая сила-то остается, остается главарь, который не уничтожен. Второй момент, который тут очень принципиален, заключается в том, что есть еще Ракка, неофициальная столица ДАИШ, то есть это не означает конец «Исламского государства».

Действительно, даже если так называемого халифата не станет, те десятки тысяч сторонников ИГ должны куда-то податься, тем более что многие из приехавших из-за рубежа вернуться не могут: некоторые отказались от прежнего гражданства, другие опасаются преследования. Скорее всего, самый вероятный для них путь отступления — на восток, в Сирию, Ракку. О таком риске 20 октября говорил французский президент.

Существует и другой аспект — возможные беженцы. До войны в Мосуле проживало почти три миллиона жителей. Как среди них отличить сторонников ИГ от рядовых граждан, и будет ли этим заниматься основная наступающая на город ударная сила — курдская милиция пешмерга? Кроме того, иракская армия, воюющая под Мосулом, по некоторым данным, на самом деле в основном состоит из иранских шиитов, возможно, даже членов Корпуса стражей исламской революции (КСИР), считает военный эксперт Антон Мардасов.

Антон Мардасов военный эксперт «Этого добились сами американцы своим вторжением в Ирак. В составе шиитских формирований, которые допущены к операции и непосредственно вошли в состав вооруженных сил Ирака, скорее всего, есть подразделения КСИР и армейского спецназа. Что касается американцев, то их инструкторы, наводчики, артиллеристы располагаются как минимум в нескольких районах».

Когда в ответ на террористический акт 11 сентября 2001 года США начали в Афганистане операцию «Несокрушимая свобода», запрещенное в РФ движение «Талибан» очень быстро словно исчезло. Часть бойцов талибов ушла в горные районы и стала вести партизанскую борьбу, а часть растворилась среди местного населения. До сих пор периодически возникают опасения, что они могут вернуться к власти. То же самое может случиться и с «Исламским государством».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию