Бизнесмены в Думе. Кто теперь вершит судьбу России
Лента новостей
Кто в течение следующих пяти лет будет принимать судьбоносные для страны решения, стало ли в новой Думе больше людей бизнеса?
Госдума приступает к активной работе и 7 октября может ратифицировать соглашение о бессрочном размещении в Сирии российской авиагруппы. За день до этого профильный комитет нижней палаты парламента одобрил соответствующую инициативу.
В РБК, проанализировав декларации вновь избранных и переизбранных парламентариев, подсчитали, что из 449 депутатов новой Думы у 79 человек есть бизнес или доля в бизнесе. Предпринимателей среди депутатов от созыва к созыву становится меньше. Весной, во время агиткампании к праймериз «Единой России», создавалось ощущение, что в сентябре мы получим парламент борцов и певцов. Этого не случилось, но и строй бизнесменов тогда заметно поредел, напоминает политолог Евгений Минченко.
Евгений Минченко президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» «Количество представителей бизнеса несколько снизилось в «Единой России» и в ЛДПР, осталось примерно на том же уровне в компартии, может быть, несколько выросло в «Справедливой России». «Единая Россия» реально целенаправленно отсеивала очень богатых людей. В ЛДПР тоже произошло серьезное омоложение партии, и эсеры очень активно брали спонсоров в свои списки».
Впрочем, очень богатые бизнесмены остались и в «Единой России», а еще пришли новые. Самый яркий — Андрей Палкин: его восемь строительных компаний только за прошлый год принесли владельцу 1,5 млрд рублей дохода. У Палкина 59 квартир и более ста автомобилей. Ну и знакомые лица: совладелец «Новатэка» Леонид Симановский, занимающий 87-ю строчку в списке Forbes, Александр Скоробогатько с 40-го места того же рейтинга, Андрей Скоч с 18-й строчки и другие предприниматели. Но бизнесменов в нижней палате активно теснят опытные законотворцы и чиновники, говорит продюсер специальных проектов РБК Анна Зейман.
Анна Зейман продюсер специальных проектов РБК «В Думе собрались политические тяжеловесы, и большинство депутатских мандатов как раз-таки распределились между депутатами VI созыва и депутатами местных заксобраний. Поэтому на самом деле рокировка именно идет больше в сторону тех людей, которые на «ты» с политикой и не первый год в ней участвуют. В Думу прошли восемь депутатов прошлых созывов, 14 мэров, которые сложили свои полномочия ради депутатского кресла, 12 сенаторов».
По словам экспертов, опрошенных Business FM, Дума VII созыва — это еще не Верховный Совет СССР из учителей, колхозников, врачей и представителей других важных профессий, но тенденция к этому наметилась. Пока имеем переходный вариант. Однако на самом деле бизнес особо никуда и не уходил и не уйдет, просто в VII созыве места предпринимателей как таковых заняли их лоббисты.
Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Раньше у каждого предпринимателя были две основных цели, с которыми он получал депутатский мандат: депутатская неприкосновенность и лоббирование своих интересов. Что касается неприкосновенности, то мы видим, что с учетом усиления роли силовой корпорации она достаточно легко сейчас снимается. Что касается лоббизма, у нас этот корпус больше профессионализируется, и предприниматели предпочитают делегировать эти полномочия кому-то еще».
Относительно того, какие бизнесы попали в новую Госдуму, первенство здесь принадлежит деятельности, связанной с недвижимостью, — 59 компаний. В основном это сдача в аренду нежилых помещений. 36 компаний специализируются на оптовой торговле, 26 — на оказании консультационных услуг. Активно представлены также ритейлеры, аграрии и строители. Полиграфическая деятельность — один из самых редких бизнесов в Думе VII созыва. Что ж, прошлый состав с распечаткой документов проблем не имел.