Осеннее обострение бюджетных споров
Лента новостей
В правительстве в понедельник, возможно, будут выбирать один из вариантов пополнения казны. Как ранее сообщал «Коммерсант», это произойдет на совещании с премьер-министром. Кабмин, якобы, обсуждает повышение налогов, а всего в правительстве придумали три варианта
Недаром на сочинском форуме Герман Греф и Алексей Кудрин пожалели Антона Силуанова. У Минфина снова тяжелейшая задача — свести бюджет и постараться максимально угодить всем. А бюджетный пирог, как красиво выразился Силуанов, стал более диетическим.
Ранее «Коммерсант» сообщил, что правительство выбирает меньшее из трех зол. Повысить НДС, то есть, налоги на бизнес, повысить НДФЛ, то есть, налоги на граждан. Или больше занимать. Плюс дивиденды от госкомпаний. Мы опросили нескольких экспертов. И согласия не нашли. Заимствования много не принесут. Давать России деньги в долг рискованно. А кому-то и запрещено. НДФЛ — выбирает директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета Евгений Балацкий. Но действовать нужно аккуратно.
Евгений Балацкий директор Центра макроэкономических исследований Финансового университета «На фоне этих двух крайне нежелательных вариантов я бы выбрал третий с подоходным налогом. Просто увеличить подоходный налог — это, мне кажется, тоже будет какой-то странной мерой. Видимо, тогда нужно вводить прогрессивный подоходный налог, То, о чем давно говорили. То есть, налог, действительно, на богатых, с учетом того, что просто как-то стараться для обычного населения сохранить прежние условия».
Месяц назад «Ведомости» сообщили, что чиновники думают над повышением налога для граждан, но не нашли приемлемую форму. Возможно, ввести прогрессивку. Не хватает только главной подробности: с каких зарплат, и сколько собирать. Минфин, якобы, думает и над тем, чтобы оставить плоскую шкалу, но повысить планку до 15-16%.
Приведем пример. Допустим, россиянин получает чистыми 50 тысяч рублей. Если ставку повысят до 16%, то будет уже 48300. Собрать больше налогов не получится, заимствования в режиме санкций не помогут, говорит советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие-брокер» Сергей Хестанов. И предлагает свой вариант.
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие-брокер» «Заметно увеличить собираемость налогов не удастся, в России они и без того достаточно высокие. И максимум, что можно достигнуть увеличением фискального давления, — это сворачивание многих видов бизнеса. Увеличение госдолга в небольших размерах возможно, но в больших тоже проблематично. Поэтому рано или поздно сокращать госрасходы придется, и чем позже это будет сделано, тем больших усилий потребует».
Важные участники дискуссии — госкомпании. Опыт этого года показал: они умеют добиваться, чтобы не отдавать 50% прибыли на дивиденды и таким образом делиться со своим акционером — государством. Минфин же рассчитывает получать из этого источника до 300 миллиардов рублей в год. Есть и другие лоббисты, напоминает вице-президент РСПП Игорь Юргенс.
Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков «Перед властями стоит очень большой набор сложных задач, это правда. И лоббисты очень мощные, как отраслевые, так особенно региональные, в частности, губернаторы, они будут отстаивать свою правду. Именно поэтому иногда может быть основные параметры и согласованы, но их даже просто нельзя афишировать заранее, в связи с тем, что в последний момент есть опасения что кто-то с более сильным лоббистским ресурсом все разрушит».
Сам Игорь Юргенс выбирает вариант повышение заимствований. Но тут есть важная деталь. Когда ты занимаешь, предполагается, что будешь возвращать, с процентами. Значит, потом придется занимать больше, и так можно дойти до ГКО, не раз предупреждал Антон Силуанов. Министр не употреблял слово «дефолт», но ГКО именно с ним и ассоциируется. Против повышения налогов выступает ЦБ, защищая свою вотчину — борьбу с инфляцией. А кроме того, придется как-то так красиво объясниться, потому что власти обещали не повышать налоги. Силуанов, правда, сказал в Сочи, что будут повышать не налоги, а их собираемость. Но настроение от этого заявления почему-то не улучшается. И все-таки, выход есть. Я говорю это так смело, потому что выход всегда есть. Знать бы еще, какой.