Сколько стоят справки? Спецрасследование Business FM
Лента новостей
По расчетам Минздрава, одна только форма 086У для студентов обходится в четыре миллиарда рублей в год. Михаил Баженов вспомнил все странные и как правило бесполезные справки, которые вынуждены получать наши граждане. И подсчитал ежегодные потери государства
На черном рынке медуслуг в продаже около 80 различных справок от врачей. От самых простых, вроде больничного листа, до весьма редких, как например форма ф989н — об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с гостайной.
В июне Минздрав предложил убрать из оборота справку 086у для поступающих в вузы, одна эта бумага в масштабах страны сэкономит четыре миллиарда рублей. А если отменить еще с десяток малопонятных справок? Сколько это позволит сохранить рабочего времени врачей и денег? Предположение главы НИИ организации здравоохранения Давида Мелик-Гусейнова.
Давид Мелик-Гусейнов директор ГБУ НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента «Справок, в действительности, сейчас очень много для разных целей. По такой очень поверхностной оценке, в среднем государство тратит порядка десяти миллиардов рублей на все эти справки, которыми бесплатно обеспечивается население. Ну, и население еще приплачивает за справки, в частности, для получения водительского удостоверения, ну и другие справки. Население в среднем тоже тратит порядка пятнадцати-двадцати миллиардов рублей ежегодно на эти документы».
25 миллиардов в год — и это только медицинские документы. Большинство из которых просто покупается в целях экономии времени. Те же медкнижки. За них просят 1500 рублей. А проходил ли сотрудник общепита медкомиссию или просто заплатил, никак не проверить. Так нужна ли в таком случае медкнижка? В США сотрудники уличных забегаловок и фешенебельных ресторанов обходятся без них, говорит основатель и управляющий сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров.
Михаил Гончаров основатель и управляющий сети быстрого питания «Теремок» «В Америке полностью отсутствуют медицинские книжки. Никаких анализов, никто ничего ни с кого не спрашивает и, тем не менее, в Америке, как известно, миллионы ресторанов и быстрого питания, и fine dinning, и все. То есть, по идее, этот вопрос рассмотреть можно. Там есть такой сертификат о том, что человек прослушал курсы безопасности пищевой, но и то такой сертификат должен быть только у руководителя смены, которая работает в ресторане. Соответственно, какие у них анализы, чем они болеют, никого не интересует и не волнует».
До недавнего времени ежегодно подтверждать инвалидность вынуждали людей без рук или ног. Потом отменили, но жизнь инвалидов не стала легче. Около полумиллиона человек каждый год ходят в Пенсионный фонд, чтобы получить справку ЕДВ: решение о назначении ежемесячной денежной выплаты. Отдельная история о ветсправках. Тут доходит до полного абсурда: например, производитель корма для кошки вынужден оформлять ветеринарные документы, чтобы просто перевезти свой товар с одного склада на другой. Рассказывает председатель правления Союза предприятий зообизнеса Кирилл Дмитриев.
Кирилл Дмитриев председатель правления Союза предприятий зообизнеса «Абсолютно на каждом этапе абсолютно безопасные продукты, например, корма для домашних животных — оформляют, переоформляют на каждом этапе. Фирма А продает фирме Б, фирма Б продает фирме В, и на каждом этапе это все оформляется соответствующими ветеринарными документами, справками и так далее. Там миллионы долларов, миллиарды рублей. Сколько это стоит для бизнеса, для мелких, средних и крупных компаний. Это стоит колоссальнейших денег в масштабе страны».
Не так давно в справках и отчетах зарывались и простые фермеры, но выправилось. Подбивать статистику нужно не больше одного раза в год, делится фермер Александр Почепцов.
Александр Почепцов фермер «Раз в год сельхозуправление мне выделяет сотрудника, который помогает мне составлять именно отчеты. Но они тоже необходимы. Я считаю, что статистика должна быть, но не для того, чтобы мучить бизнес, а для того, чтобы понимать результаты труда. Пока я не вижу такого, что бы мне мешало. Последние годы гораздо легче стало».
Но есть подозрение, что среди отечественных чиновников действует закон сохранения отчетности. В одном месте, как в сельском хозяйстве, убывает, в другом, в образовании — множится. Кто может предположить, например, сколько каждый год отчетов готовят обычные школьные учителя? Правильный ответ дает первый зампред комитета Думы по образованию Владимир Бурматов.
Владимир Бурматов первый зампред комитета Думы по образованию «Обычная школа готовит более трехсот отчетов во всевозможные инстанции по десяти тысячам показателей примерно. Это чтоб масштаб катастрофы был понятен. Если говорить о нашей системе, о дебюрократизации системы образования, там вопрос не экономии денег, а вопрос экономии рабочего времени учителей и профессуры, которая и является основой для получения нормального образования нашими детьми».
К слову, в некоторых школах от сотрудников раз в два-три года требуют приносить справки об отсутствии ВИЧ-инфекции и об отсутствии судимости. Последнюю требуют даже если учитель не отлучался из школы дольше, чем на месяц и то в свой отпуск. Или еще ситуация. У вас угнали машину, чтобы не платить за нее транспортный налог, каждый год придется ходить к следователю и получать справку, что авто в розыске, даже если его уже давно не ищут. Почему полиция не может передавать эти данные напрямую в налоговую инспекцию? Объясняет координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
Петр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «Наверное, нет больших проблем наладить какое-то взаимодействие между базами данных налоговой инспекции и МВД. Но дело в том, что, если автомобиль является предметом разбирательства по уголовному делу, то раскрытие информации по этому уголовному делу регламентируется уголовно-процессуальным кодексом. В данном случае, чтобы не нарушить уголовный кодекс и самим не попасть под статью, полицейские перекладывают эту почетную обязанность — предоставить данные в отношении налоговой инспекции — на самого потерпевшего».
В рейтинге самых странных справок победил реально существующий документ, выданный в одной из районных поликлиник Москвы в 2013 году. В этой справке было написано, что запись в предыдущей справке, действительно, была сделана гелевой ручкой. По нашим примерным подсчетам ежегодно на бесполезных справках государство теряет более 40 миллиардов рублей, которые можно потратить с куда большей пользой.