16+
Вторник, 12 ноября 2024
  • BRENT $ 71.87 / ₽ 7040
  • RTS886.56
8 июля 2016, 12:47 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Антироссийские санкции

США не отбросили идеи санкций и сдерживания России

Лента новостей

С такими заявлениями в преддверии саммита НАТО выступили американский президент Барак Обама и глава Пентагона Эштон Картер

Эштон Картер и Барак Обама.
Эштон Картер и Барак Обама. Фото: Gary Cameron/Reuters

Президент США Барак Обама заявил, что санкции против России нужно сохранить. Американский президент написал об этом в колонке для газеты Financial Times. По его словам, США должны усилить сотрудничество в сфере безопасности между НАТО и ЕС, а также поддержку Украине, а санкции, введенные против России, должны сохраниться до выполнения ею минских соглашений.

Американский президент уже прибыл на саммит в Варшаву. О том, что «НАТО переходит от успокаивания России к сдерживанию», заявил и министр обороны США Эштон Картер, общаясь с журналистами по пути на саммит. «Центральной темой данного саммита станет дальнейшее развитие подхода НАТО по отношению к России, который является сильным и сбалансированным — сильным в плане сдерживания агрессии в Европе. Альянс не фокусировался на этом в течение четверти века, а теперь делает это», — сказал он. Стенограмма этих слов размещена на сайте Минобороны США. В то же время, отметил Картер, «НАТО продолжает работать с Россией там, где это возможно и по-прежнему открыта для более широкого сотрудничества с ней, как это было с момента окончания «холодной войны».

Российские СМИ ранее писали, что саммит, который будет проходить в Польше 8-9 июля, будет иметь «ярко выраженный антироссийский оттенок». Об этом, как отмечают журналисты, свидетельствует тот факт, что перед началом саммита НАТО сразу несколько европейских лидеров выступили с резкими заявлениями в адрес Москвы. В частности, Ангела Меркель заявила, что Россия поставила под сомнение основополагающий принцип неприкосновенности границ. Правда, канцлер также добавила: «Мы едины во мнении, что долгосрочной безопасности можно достичь лишь вместе с Россией».

Происходящее в беседе с Business FM прокомментировал Федор Лукьянов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике».

Как вы считаете, что подразумевает фраза «переходим к сдерживанию», как это будет выполнено?
Федор Лукьянов: Это будет, видимо, для начала решениями саммита, которые уже давно объявлены — размещение четырех батальонов на ротационной, но, по сути, постоянной основе в Восточной Европе — в Польше, Прибалтике. Кроме того, концептуально НАТО, наконец, определилось. Долгое время, вот на протяжении украинского кризиса, начиная с ранней весны 2014 года, царило некоторое смущение, то есть фактически все изменилось, но концептуальные установки плавали. Вот сейчас, я думаю, они перестают плавать. То есть сдерживание — это значит препятствование каким-то действиям на системной основе, которые они будут воспринимать как угрожающие. Я бы сказал, что этот саммит, эти заявления и, кстати говоря, некоторые шаги России на прошлой неделе, оставшееся не очень замеченным решение России пролететь над Балтикой с включенными транспондерами и вообще повысить прозрачность действий боевой авиации в этом районе, это на самом деле не смягчение позиций, а скорее фиксация конфронтации. Потому что, когда есть серьезная реальная конфронтация, очень важны меры снижения эскалации.
Казалось бы, только что Путин позвонил Обаме, пообщались, вроде все пошло к налаживанию отношений, помирились с Турцией. И тут вот такое резкое заявление главы Пентагона. Почему все-таки?
Федор Лукьянов: А кто сказал, что от того, что Путин позвонил Обаме, налаживаются отношения? Ничего подобного. Слава богу, есть коммуникация, но она никоим образом не свидетельствует о налаживании отношений. Более того, как было сказано, ни о чем по Сирии договориться не удалось. Что касается Турции, это вообще отдельная история. Турция ведет свою линию и она, конечно, член НАТО и союзник США, но уже давно находится на особом положении.
Европа и США говорят, что сотрудничать будут. Вот это как будет выглядеть?
Федор Лукьянов: Сотрудничать, естественно, будут. Более того, в Европе единства мнений относительно необходимости сдерживания России нет, и это имеет характер почти размежевания внутри правящей коалиции. Вот Меркель с одной стороны говорит о необходимости сдерживать и требует от России определенных действий, а Штайнмайер, министр иностранных дел Германии, некоторое время назад просто шокировал всех своих партнеров по НАТО, заявив, что учения в Польше, знаменитая «Анаконда», это вообще бряцание оружием, которым ничего делать не надо. Вообще такого министр иностранных дел Германии никогда не говорил. Тут есть внутренние причины. У них уже начинается постепенная избирательная кампания, каждый себя пытается позиционировать как-нибудь особенным образом, но, тем не менее. Я бы немножко расслабился, реагировать на все заявления, которые делаются, тем более, если посмотреть на суть, ничего нового не происходит. Обама сказал, что санкции должны остаться. Ну а что, он раньше этого не говорил? До выполнения минских соглашений в полном виде — это вообще позиция, которая звучит уже полтора года. Поэтому да, мы перешли в стадию такой квазихолодной войны, немножко пародийной, на мой взгляд, но тем не менее. И теперь все будут все время друг другу чего-то указывать и демонстрировать свою решимость, но некоторые признаки, вот эти самые, как например договоренность повысить прозрачность полетов, на мой взгляд, они скорее обнадеживают. Есть попытка восстановить некие правила поведения, чтобы не было, во всяком случае, неприятных случайностей.

Установка на сдерживание России не обернется ничем серьезным, уверен политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «Не могу сказать, что России это особо грозит, учитывая тот факт, что по большому счету тех мер, которые сейчас предпринимаются, этих пресловутых четырех батальонов, чтобы сдержать Россию, мало, а чтобы спровоцировать Россию — слишком много. Поэтому, я думаю, такие меры носят скорее психологический характер, потому что если бы была реальная опасность со стороны России, надо было бы предпринимать совершенно другие меры. А так это скорее демонстрация. Есть четкая установка — Россию надо сдерживать. Я думаю, сейчас главное, о чем можно бы было договориться, это протоколы взаимодействия самолетов и военных судов с разных сторон, чтобы, не дай Бог, все эти взаимные перехваты не закончились тем, что или самолет чей-нибудь собьют, или какое-нибудь судно торпедой продырявят».

Одновременно с заявлениями из Варшавы высказался и российский МИД. Там выразили серьезную озабоченность в связи с решением США и Южной Кореи разместить американские системы противовоздушной обороны (ПРО) на южнокорейской территории. «США при поддержке своих союзников продолжают наращивать потенциал Азиатско-Тихоокеанского сегмента глобальной ПРО, что ведет к подрыву сложившихся стратегических балансов как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и за его пределами», — цитирует ведомство РИА Новости. Заместитель директора Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев утверждает, что США в целом имеют долгосрочный план по перемещению центра тяжести в Китай: «Фактически это закрепление тех позиций, которые были достигнуты за счет расширения НАТО. В виду того, что США имеют более долгосрочные цели по перемещению центра тяжести в Азиатско-Тихоокеанский регион, для них очень важно закрепить те позиции, которые были достигнуты. Именно для этого и предназначен варшавский саммит, в рамках которого будет принято решение о создании военных инфраструктур. Военная инфраструктура позволяет проецировать силу в случае необходимости, однако она не требует обязательного значительного военного присутствия. Достаточно использовать ту инфраструктуру, которая есть уже в регионе. С этой точки зрения, я полагаю, что США, закрепившись вблизи границ РФ, далее основное внимание будут уделять Китаю. При этом создается некий информационный фон о том, что США идут на конфликт с РФ, будут усиливать свое присутствие на европейском континенте, однако на самом деле они будут готовиться к Китаю. Конечно, политика сдерживания России будет продолжена, будут создаваться некие военные объекты, которые в какой-то перспективе могут представлять для России потенциальную угрозу».

Между тем в самой Европе накануне была предпринята очередная попытка снять санкции с России. Соответствующую резолюцию принял парламент Кипра. В документе подчеркивается, что антироссийские санкции оказали отрицательный эффект на торговые и экономические взаимоотношения между Кипром и Россией и никоим образом не помогли урегулировать кризис на Украине. Похожие резолюции были одобрены во Франции Национальным собранием и сенатом, а также региональными парламентами уже четырех областей Италии.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию