«Хождение в бизнес-народ»: Омск и Новосибирск
Лента новостей
Основатель компании Support Partners Константин Борисов, инициировавший автопробег «Бизнес-Пульс России», все еще в пути, а это значит, что читатели BFM.ru вместе с ним имеют возможность изучать условия, в которых работают предприниматели из регионов, и из первых рук получать готовые инструкции по развитию своего дела и борьбе с проявлениями кризиса
Омск небогат достопримечательностями. И хотя местная власть содержит город в неплохом состоянии, видно, что бюджет не справляется с нагрузкой: дороги здесь — просто грусть и разруха, хотя федеральная трасса не вызывает особых нареканий.
Мы встретились с владелицей медицинского центра, специализирующегося на реабилитации. Уже не в первый раз приходится слышать, что ослабление рубля позволило бизнесу выйти за пределы региона. Кризис позволил ей продвигать идею медицинского туризма, привлекая клиентов из Казахстана, для которых такая поездка стала дешевле, чем раньше. На примере нашей собеседницы стало понятно, насколько для региональных бизнесменов полезно состоять в профессиональных объединениях, вроде «Деловой России» или «Опоры России». Дело в том, что эта предпринимательница умудрилась поссориться с командой губернатора, что могло бы негативно сказаться на ее бизнесе, ведь сфера медицинских услуг предполагает много проверок, которые при желании могут привести к закрытию компании. В этом случае негативного сценария удалось избежать во многом благодаря тому, что человек занимался активной общественной деятельностью, мелькал в публичном пространстве и мог отстаивать интересы своего бизнеса через соответствующие объединения.
Здесь предприниматели также обращают внимание на экспорт, если специфика их бизнеса позволяет это делать. Например, в Новосибирской области резко увеличился экспорт кондитерских изделий в северный Китай, где российские сладости считаются экологичными и их хорошо покупают. В итоге, оборот достиг 10 миллионов долларов, что, может быть, и не так уж много, зато такие цифры позволяют обеспечить загрузку небольшого производства.
Владелец логистической компании поделился своим ноу-хау. Он организовал для своих клиентов бесплатные образовательные семинары, на которых им рассказывают о ведении бизнеса в Китае, о том, что туда можно продавать и как оформлять необходимые документы. Таким образом, он не только развивает отношения с клиентами, но и повышает спрос на свои услуги.
Местные предприниматели также смотрят и на соседние регионы. Об этом нам рассказал бизнесмен, занимающийся производством мебели, который наладил канал продаж в Норильск и Казахстан, выяснив, что технологии там вполне конкурентоспособные, а вот сервис хромает.
В Новосибирске мы услышали о проблемах с нехваткой квалифицированных кадров. Например, один из предпринимателей провел целую серию тренингов для персонала и топ-менеджеров, направленных на сплочение коллектива. Причем он заставил топ-менеджеров оплатить 40% от стоимости тренинга, чтобы показать, что и им это нужно. Несмотря на то, что в кризис многих специалистов уволили или сократили, по-настоящему мотивированных профессионалов очень мало и все бьются над задачей по их подбору.
Вообще, этот регион показал, что снижение затрат надо проводить на системной основе. Хотя никто и раньше не жировал, но сейчас предприниматели вынуждены были перейти на очень сильную отсрочку платежей со своими поставщиками, потому что ранее аналогичным образом поступили их клиенты.
Продолжение рассказа, но уже о бизнес-климате в Красноярске и Иркутске, вы сможете прочитать в следующем материале. Следите за обновлениями!