16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.37 / ₽ 8313
  • RTS867.81
9 июня 2016, 09:25 Компании

Шельфовый рубеж «Роснефти»

Лента новостей

В июне «Роснефть» начала бурение поисковой скважины в Охотском море. Российская госкорпорация реализует шельфовый проект совместно с норвежскими и китайскими партнерами. В компании заявляют, что все работы ведутся в рамках санкционных ограничений и с ведома европейских регуляторов. Эксперты называют событие знаковым для России

Фото: Andy Buchanan/Reuters

Проект в Охотском море осуществляет совместное предприятие российской госкорпорации и норвежской Statoil, сообщает «Роснефть». Установку для бурения предоставила китайская нефтесервисная компания China Oilfield Services Limited, с которой российско-норвежское СП подписало контракт осенью прошлого года. Для партнера из КНР — это первый проект в России.

Значение этих событий трудно переоценить, говорят аналитики нефтяного рынка. «Роснефть» — одна из немногих компаний в мире, которая разрабатывает шельф. При этом, несмотря на западные санкции, не останавливается сотрудничество с ведущими игроками в этой области. Statoil, как известно, является пионером бурения в северных морях. Работа на шельфе идет по планам, сообщили Business FM в «Роснефти».

Михаил Леонтьев вице-президент «Роснефти» Существует геологический, коммерчески обоснованный план, мы всегда говорили, что мы продолжим, что это стратегическое наше направление — шельфовое бурение. Как в Арктике, так и, собственно, в Охотском море, в субарктической зоне. Мы эти работы проводим, они корректируются, конечно, в связи и с конъюнктурой. Но мы не сокращаем, а увеличиваем масштабы сейсмики. Что касается наших партнеров, то они выражают всяческую заинтересованность в продолжении работы, но вынуждены, конечно, держаться санкционных ограничений. Поэтому те работы, которые ведутся, на них получаются соответствующие разрешения от европейских регуляторов.

Добыча на шельфе — технологически очень сложный процесс, скважина может находиться на глубине нескольких сот метров. Прибавим сюда тяжелые климатические условия. То же Охотское море считается одним из самых опасных водоемов на Земле. Бурение происходит с нефтяной платформы, которая крепится ко дну с помощью мощных опор.

К сожалению, Россия после распада Советского Союза отстала от других стран в производстве оборудования для подводного бурения и добычи. Однако, в начале десятых годов государственная компания «Роснефть» подписала несколько соглашений с ведущими игроками отрасли, в том числе с норвежской Statoil и американской ExxonMobil (с последней компанией российская корпорация открыла новую нефтегазоносную провинцию в Карском море). Несмотря на все сложности, вести работу на шельфе необходимо, отмечают аналитики.

Рустам Танкаев ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России То, что в таких сложных климатических условиях, как Охотское море продолжает работать наша компания — это пример для всего мира. Потому что период низких цен уже заканчивается, и он закончится. А в тот момент, когда цены начнут расти, выиграет, конечно, тот, у которого будет запас нефти. А запас нефти будет у того, кто не прекращал работать и продолжает работать. В этом смысле, конечно, «Роснефть» действует очень мудро и дальновидно. Я хочу напомнить, как несколько лет назад на платформе «Кольская» «Газпром» бурил скважину в этом же районе. Они дождались начала штормов осенних, утопили тогда эту буровую платформу, при этом погибли 48 человек. Условия работы очень сложные!

По словам эксперта, работа в таких сложных регионах, которые примыкают к Северному морскому пути, — это стратегическая задача всей нашей страны, а не только какого-то конкретного предприятия. «Я оцениваю это событие как знаковое, а не как чисто экономическое», — заключает Рустам Танкаев.

Первые разработки морских запасов в мире и нашей стране начались еще в позапрошлом веке. Однако активно развивать шельф Россия стала только в последние десятилетия. Для нас, как для нефтедобывающего государства, это действительно стратегическое направление. Ресурсная база в мире постепенно истощается. Проще говоря, нефти становится все меньше.

Шельф — это огромные запасы углеводородов. На российском участке по примерным подсчетам — около 100 млрд т. условного топлива. Для сравнения, в год наша страна добывает около 500 млн т. Несложные подсчеты показывают, что шельфовых запасов может хватить не на один век. И это важно не только для России. Добычу на шельфе можно назвать ключом к мировой энергетической безопасности.

Один из самых важных вопросов — это цены на нефть. Несколько лет назад эксперты говорили, что добыча на шельфе рентабельна при стоимости сырья в $120-130 за баррель. Сейчас звучат другие оценки — около $60, то есть очень близко к нынешним ценам.

Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Сейчас цены все-таки входят в фазу роста, есть определенный оптимизм. Но, опять же, это не тот уровень цен, когда шельф звучал как авангард 2020-2022 гг. Буквально это было 2 года назад. Теперь есть сдвиги, конечно же, но в целом, потенциал шельфа — он огромен, внушителен. В любом случае истощение традиционной ресурсной базы будет подстегивать компании идти добывать уже на морских промыслах.

Стоимость углеводородов в эти дни радует не только своим высоким значением, но и стабильностью, нефть прочно держится в районе $50. На рынке, образно говоря, штиль. Игроки ждут важного события, которое может изменить ситуацию как в лучшую, так и в худшую сторону. В середине июня пройдет знаковое заседание американского Центробанка по ставке.

Дмитрий Александров заместитель генерального директора по Инвестициям ИК Универ — Капитал Сейчас в нефти явно установилось равновесие, которое продлится, скорее всего, до решения ФРС по ставке, как одного из ключевых факторов, который будет, безусловно, влиять на стоимость. В том числе комментарии будут очень важную роль играть, потому что они дадут рынку некое ожидание, какая будет в дальнейшем скорость повышения ставки. И, главное, какое видение самого Федрезерва в отношении устойчивости, именно устойчивости восстановления экономики Соединенных Штатов. Соответственно, никто из игроков, в принципе, не готов какое-то направленное движение начинать.

Лисянский Участок в Охотском море — один из самых перспективных в портфеле «Роснефти» на шельфе этого водоема. Его запасы превышают 400 млн т. нефти и 400 млрд кубометров природного газа. Всего в Охотском море компания намерена за сезон 2016-го пробурить 2 скважины, опережая на год обязательства по лицензии. Аналитики прогнозируют, что в ближайшее время придет еще много новостей из дальних морей о развитии российского шельфа.

По материалам программы «Нефть» на BusinessFM

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию