Так ли страшна ядерная программа Ирана, как ее малюют?
Лента новостей
Отношения США и Ирана не будут восстановлены после снятия санкций. Штаты намерены отстаивать интересы своих ближневосточных союзников, опасающихся того, что Тегеран не оставить планов по созданию ядерного оружия. Особо непримирим по этому вопросу Израиль
США и ЕС объявили о снятии с Ирана санкций в связи с так называемой ядерной сделкой. Об этом в Вашингтоне и Брюсселе объявили сразу после доклада МАГАТЭ, которое подтвердило выполнение Тегераном обязательств по сокращению ядерной программы. Отныне иранские компании смогут привлекать зарубежные инвестиции, а банки снова будут подключены к международной финансовой системе. По словам главы европейской дипломатии Федерики Могерини, европейские компании немедленно начнут инвестировать в иранскую экономику. Тем не менее Барак Обама выступил со специальным заявлением о том, что Вашингтон и впредь будет противостоять Тегерану в его попытках захватить лидерство на Ближнем Востоке — угрожать американским союзникам в регионе — в первую очередь Израилю. Кроме того, США продолжат санкционное давление на Иран в связи с разработкой им баллистических ракет, «поддержкой терроризма», нарушениями прав человека, а также поддержкой «жестоких» союзников в Сирии.
Алексей Малашенкочлен научного совета московского Центра Карнеги«Я не верю в то, что иранская политика может повернуться вспять, потому что Роухани — это не тот человек, который это позволит. Но если мы посмотрим на недавнюю историю Ирана, последних 15-20 лет, то с 1997 по 2005 год был Хатами, либеральный человек, он тоже пытался чего-то проводить, пытался договариваться, но все это провалилось, и вместо него пришел Ахмади Нажад, иранский радикал, который очень испортил отношения между Тегераном и всеми остальными. В 2013 году он проигрывает, приходит еще один либерал, и возникает вопрос, хватит ли ему сил не для налаживания отношений с внешним миром, а для того, чтобы там уцелеть. Не подавит ли это радикальная оппозиция? Это очень важно, потому что если реформы не пойдут, то положение у Роухани будет очень непростое, поэтому если пойдут реформы, то через два года мы будем иметь не исламскую революцию, а быстро модернизирующееся государство. Все зависит от того, как пройдет вот этот год и следующий».
Тегеран не отказался от планов создать ядерное оружие и «продолжит дестабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке». Об этом заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Так он прокомментировал вступление в действие соглашения по иранскому ядерному вопросу. По словам главы израильского кабинета, еврейское государство будет наблюдать за «негативными действиями» Ирана и принимать все необходимые меры для безопасности и самообороны.
Александр Этермананалитик«Израиль протестует, он не верит ни одному слову иранцев. Он считает, что иранцы продолжают стремиться к ядерному оружию, а кроме того, Иран дестабилизирует регион, поощряет террор, не говоря уже о том, что его вообще нельзя от санкций освобождать, пока у них такая ужасня идеология, пока Иран является радикальным режимом, в принципе, их не надо выпускать. Позиция по отношению к Ирану абсолютно ориентирована на внутреннюю политику. Есть специалисты, включая военных, включая высокопоставленных, которые считают очень вероятным, что Иран изменит свою позицию после санкций. Кроме того, среди военных отставных есть мнения о том, что соглашения с Ираном очень хорошие для Израиля, что оно, на самом деле, способно повлечь на радикальные перемены, и вообще, что Иран гораздо менее опасен, чем у нас рисуют».
Между тем Тегеран по-прежнему заявляет о готовности увеличить экспорт нефти на 500 тысяч баррелей в сутки.