Режиссера Сенцова отправили на 20 лет в колонию за теракты в Крыму
Лента новостей
Еще один подсудимый Александр Кольченко получил 10 лет колонии строгого режима. Фигуранты дела вину не признали, назвав дело против них политическим
Северо-Кавказский окружной военный суд сегодня приговорил к 20 годам лишения свободы в колонии строгого режима украинского режиссера Олега Сенцова. Он был признан виновным в создании террористического сообщества, которое совершило в прошлом году два теракта в Крыму и готовило еще два взрыва. Представший вместе с Сенцовым перед судом антифашист Александр Кольченко осужден на 10 лет в колонии строгого режима. Защита намерена обжаловать приговор.
На оглашение приговора в Ростове-на-Дону аккредитовалось около сотни представителей различных СМИ. Те, кто не попал в зал, слушали телетрансляцию. В суд приехал генеральный консул Украины в Ростове-на-Дону Виталий Москаленко. Для того чтобы озвучить вердикт, судье Сергею Михалюку потребовалось 15 минут. Он огласил лишь вводную и резолютивную часть приговора.
Скорый суд
Процесс над режиссером начался 21 июля и занял чуть больше месяца. В ходе него подсудимые отрицали вину в инкриминируемых преступлениях. Однако суд полностью согласился с фабулой обвинения. Из нее следовало, что весной прошлого года Сенцов создал террористическое сообщество, действовавшее на территории Республики Крым и являвшееся структурным подразделением запрещенной в России и признанной экстремистской организации «Правый сектор». Целью группы, в которую, помимо Сенцова, входили жители полуострова Александр Кольченко, Геннадий Афанасьев и Алексей Чирний и «другие неустановленные лица», было «дестабилизация деятельности органов власти республики и воздействие на принятие решения органами власти Российской Федерации о выходе Крыма из ее состава». По указанию Сенцова его единомышленники 14 апреля 2014 года подожгли дверь здания «Русской общины Крыма» в Симферополе, а 18 апреля — здание симферопольского отделения «Единой России». Кроме того, накануне 9 мая они планировали взорвать памятник Ленину на привокзальной площади Симферополя и мемориал «Вечный огонь» в парке имени Гагарина. Геннадий Афанасьев и Алексей Чирний признали вину и заключили сделку со следствием, дав показания на соучастников. Их дело было рассмотрено в особом порядке. Каждый из них получил по семь лет лишения свободы. В ходе процесса над Сенцовым оба отказались давать показания. Чирний сказал, что подтверждает сказанное на следствии. А вот Геннадий Афанасьев заявил, что оговорил Сенцова, и показания из него были выбиты.
Кстати, Александр Кольченко в суде частично признал свою вину. Он сознался, что «стоял на стреме», когда поджигали здание симферопольского отделения «Единой России», однако был категорически против квалификации его действий по статье «теракт».
Сенцов полностью отрицал причастность к террористической группе и совершенным ею акциям.
Письма в поддержку
В его поддержку выступили ряд деятелей культуры, а также общественные деятели. Так, в июне этого года на закрытии 36-го Московского международного кинофестиваля к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой освободить режиссера обратился глава Союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач, его поддержал президент фестиваля Никита Михалков. Правозащитный центр «Мемориал» признал Сенцова политзаключенным. После того как прокуратура потребовала для Сенцова 23 года колонии (Кольченко гособвинение предложило осудить на 12 лет), письмо с призывом освободить режиссера направили главе государства члены Европейской киноакадемии. Их обращение также было адресовано председателю Госдумы, директору ФСБ, министру внутренних дел и генеральному прокурору России.
Однако, оценив представленные доказательства, суд счел доказанным предъявленное обвинение. Он признал Сенцова виновным в создании террористического сообщества (часть 1-я статьи 205.4 УК), совершение двух террористических актов (п. «а» части 2-й статьи 205 УК), в приготовлении к совершению еще двух терактов (часть 1-я статьи 30 и п. «а» части 2 статьи 205 УК), а также незаконном приобретение взрывных устройств (часть 3 статьи 222 УК). Кольченко был осужден за участие в террористической группе и совершение одного теракта (статья 205.4 и ч. 2 ст. 205 УК РФ).
По совокупности совершенных преступлений Сенцов был приговорен к 20, а Кольченко — к 10 годам лишения свободы. Срок они будут отбывать в колонии строгого режима.
Защита пожалуется в Европейский суд
Защита заявила, что не согласна с приговором и намерена добиваться его отмены в Военной коллегии Верховного суда России. Жалобу на приговор защита планирует подать уже завтра.
Адвокат Александра Кольченко Светлана Сидоркина считает приговор суда «бредом». «Получить такой срок за обожженную дверь. Иногда за убийство и изнасилование меньше дают», — сказал Business FM она. Юрист считает, что квалификация действий подсудимых по статье «терроризм» не нашла своего подтверждения в ходе судебного процесса и максимум, что можно было вменить подсудимым это «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества» (статья 167 УК РФ) или «хулиганство» (статья 213 УК РФ). Наказание по этим статьям гораздо мягче, чем за «терроризм» (ст. 205 УК РФ), предполагающее до 20 лет заключения. «Кольченко своими действиями протестовал против нарушения демократических свобод в Республике Крым в связи с вводом российских войск на территорию Украины. Он рассматривал этот как вторжение и предрекал военный конфликт на юге Украины, что, собственно, и произошло», — сказала адвокат. Она считает, что подсудимых «преследуют за то, что они являются сторонниками Евромайдана и выступают за целостность Украины».
Адвокат Олега Сенцова Владимир Самохин также убежден, что режиссер оказался на скамье подсудимых из-за политических взглядов, и его вина доказана не была. Он считает, что доказательства обвинения были сомнительными, а права защиты в ходе процесса неоднократно нарушались. Так, защитник отметил, что судья отказался приобщить к делу ответы «Правого сектора» на адвокатский запрос. В них говорилось, что Сенцов никогда не состоял в этой организации и не имел к ней отношения. По словам Самохина, суд не только не принял доказательство защиты, но сделал адвокатам замечание, фактически упрекнув их в контактах с участниками экстремистского сообщества. «Это нельзя расценить иначе как давление на защиту», — считает Самохин. Он полагает, что все допрошенные свидетели обвинения «в той или иной мере были зависимы от следствия». Один из них, Ярослав Бураковский, заявивший, что Сенцов якобы призывал «перейти к радикальным действиям», пять раз судим за кражи и в настоящее время находится в СИЗО», отметил защитник. «С точки зрения права, было абсолютно не доказано создание и существование террористического сообщества. Мы говорили об этом неоднократно, но никто не желал это слушать, — продолжил Самохин. — Не доказаны признаки террористического сообщества, одними из которых является устойчивость существования терргруппы, а она, если верить материалам дела, существовала всего месяц, и входили в нее люди разных политических взглядов. Кроме того, они не выдвигали никаких требований. Причем здесь Сенцов?». Адвокат считает, что ущерб по делу доказан не был, а отделение «Единой России» незаконно признали по делу потерпевшим, поскольку к тому времени оно не было официально зарегистрировано в Крыму, и в помещении, где обгорела дверь, находилось совсем другая организация.
Если приговор не будет отменен и вступит в силу, защита намерена подать жалобу в Европейский суд по правам человека. Там уже находятся жалобы Сенцова и Кольченко на арест и применение пыток. Этому обращению Страсбургский суд придал приоритет.
Международное мнение
«Держись, Олег. Придет время, и те, кто организовал над тобой судилище, сами окажутся на скамье подсудимых», — прокомментировал приговор Олегу Сенцову президент Украины Петр Порошенко в своем микроблоге в Twitter.
Представители МИД Украины, Великобритании и США выразили протест в связи с обвинительным приговором. «C самого начала международное сообщество выражало обеспокоенность относительно доступности справедливого суда для обоих обвиняемых. Эти обвинения выглядят несоразмерными и политически мотивированными», — говорится в заявлении британского министра по делам Европы Дэвида Лидингтона.
Посол США на Украине Джеффри Пайетт назвал судебный процесс над Сенцовым «фарсом». МИД Украины потребовало немедленно освободить режиссера. В официальном заявлении Киева осужденные названы «политическими заложниками и невинными жертвами агрессии РФ против Украины». Министр иностранных дел этой страны Павел Климкин написал в Twitter, что Киев продолжит бороться за их освобождение. «Потрясены лишением свободы Сенцова и Кольченко в России за преступления, которых они не совершали. Мы не сдадимся в борьбе за них», — пообещал министр.