Основное внимание в ходе послания Федеральному собранию глава государства уделил экономической политике
Владимир Путин сегодня обратился с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Выступление президента продолжалось чуть более часа и проходило в Георгиевском зале Кремля.
Основное внимание глава государства уделил экономической политике. Он заявил о необходимости сделать публичными любые проверки для бизнеса, а для малых предпринимателей ввести так называемые надзорные каникулы.
Глава государства говорил о распространении в стране лучших региональных практик, для чего нужно использовать национальный рейтинг инвестклимата. Этот рейтинг, по словам Путина, со следующего года будет внедрён во всех субъектах Федерации. Кроме того, президент предложил объявить четырехлетний мораторий на изменение налогов, и полностью амнистировать офшорный капитал при условии его возращения в Россию.
Послание президента в эфире Business FM мы обсудили с вице-президентом РСПП Игорем Юргенсом.
Как вы можете оценить предложение Владимира Путина для улучшения инвестклимата страны?
Игорь Юргенс: Мы слышали эти предложения, они звучат уже не в первый раз. Сейчас они звучат на более тревожном фоне внешнем, который напоминает уже, действительно, реальную войну. Если раньше говорили про «холодный мир», теперь, видимо, «холодная война». Поэтому они звучат авторитетно, если они все будут выполнены, то это будет очень серьезной заявкой на достройку государственного капитализма в России. Это серьезный поворот по сравнению с тем, что было раньше. Мы наблюдаем поворот в области нашего экономического управления, причем довольно существенный.
А тех мер, которые прозвучали, которые были предложены, хватит ли их, чтобы стимулировать экономическое развитие, как вы думаете?
Игорь Юргенс: С моей точки зрения, нет, потому что в данном случае экономика очень связана с политикой. В политике, безусловно, мы объявили Запад врагом, который стремится к смене режима в России. Запад обладает возможностями продолжения санкционного режима, недоинвестирования в российскую экономику и многими другими способами. У нас остается Восток, но Восток тоже не един, это в основном Китай, а остальные восточные страны, которые нас интересуют с точки зрения инвестиций, это все равно союзники США — от Японии и Южной Кореи до Австралии и так далее. Поэтому в условиях отсутствия внешних инвестиций мы должны рассчитывать на внутренний потребительский спрос. Но Владимир Владимирович сказал, что он будет сокращаться по 5% в год, потому что бюджет надо срезать. Отсюда драйверов тоже ожидать не стоит. Остаются государственные компании, поэтому я и сказал, что госкапитализм будет инвестиционным ресурсом самого государства, это будет основным рычагом. Но это другая модель, с этим надо разбираться. Я не готов сейчас дать полный анализ, и у нас нет такого времени, к чему это может привести.
Все о чем говорил Путин, уже на том или ином уровне обсуждалось ранее в России, звучало, в том числе, и на посланиях. По вашему мнению, насколько сейчас будет сложно или наоборот, легко перейти от слов к реализации?
Игорь Юргенс: Вы знаете, тут тоже должен быть решительный поворот. Какой-то радикальной смены элит не будет. Данная элита, она существует у нас уже 15 лет, а некоторые и 20 лет. Поэтому у меня есть некоторые сомнения.
Давайте поговорим по поводу амнистии капитала. У нас уже был такой опыт, удачным его, правда, не назовешь. Ваши прогнозы, что будет на этот раз? Можно ли сказать, что в условиях принятия жесткого антиофшорного закона эта мера на этот раз будет успешной?
Игорь Юргенс: Вы совершенно правильно ставите вопрос, закон по деофшоризации и возвращение этих капиталов, это, безусловно, можно сделать. Это и в рамках «двадцатки» существует такой механизм, и в принципе, вот то, о чем договорились главы этих государств, о том, что надо платить налоги там, где произведена прибыль. Это можно сделать, потому что по этому поводу с нами будут сотрудничать все основные страны. Что касается возвращения личных денег, то это более сложный вопрос, и в условиях санкций те деньги легальные, с которых заплачены все положенные налоги, а счета зарегистрированы в налоговой инспекции РФ, как мне кажется, не будут возвращены в нынешней ситуации падения рубля и всех остальных прелестей. Преступные деньги, деньги, с которых не были уплачены налоги, можно искать, безусловно, в том числе используя инструменты, факты и другие принятые налоговые меры.