Геннадий Тимченко свяжет Россию с Крымом
Лента новостей
Подконтрольный бизнесмену холдинг «Стройтрансгаз», вероятно, станет подрядчиком при строительстве моста через Керченский пролив. Его партнерами по проекту могут стать УСК «Мост» и «Мостотрест», чьим миноритарием является Аркадий Ротенберг
Строительный холдинг «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко может стать генеральным подрядчиком строительства моста через Керченский пролив. Об этом со ссылкой на источники в отрасли сообщают информационные агентства. Возможно, это решение будет принято уже в конце недели, когда пройдет соответствующее совещание по проекту.
«Мы не комментируем эту информацию, необходимо дождаться окончательного решения», — заявил представитель Геннадия Тимченко.
Президент России Владимир Путин ранее поручил построить мост к 2018 году. Первоначально к стройке планировалось привлечь иностранных подрядчиков, а сделка могла быть структурирована как проектное финансирование от частных инвесторов или средств Фонда Национального Благосостояния (ФНБ), но ни одну из этих конструкций реализовать не удалось. В итоге, способ реализации проекта был изменен с конкурсного на размещение госзаказа, а источником стали средства из федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию Крыма до 2020 года. Заказчиком проекта будет государственная компания «Автодор».
Как заявлял вице-премьер Дмитрий Козак, конечная версия проекта будет представлять собой совмещенный двухуровневый мост с четырьмя полосами и железнодорожными путями через косу Тузла.
Привлеченные «Автодором» эксперты оценили стоимость такого проекта с учетом подъездных путей и предварительных работ в 283 миллиарда рублей. Это на 30 миллиардов рублей больше, чем заложенные расходы на мост в ФЦП. Возможно, проект будет пересмотрен и скорректирован, чтобы вписаться в бюджет.
Учитывая масштабы подряда, он будет интересен практически всем крупным игрокам рынка. Операционная рентабельность строительства дорог в России достигает 5-7%, отмечает аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин.
«Строительство мостов более маржинальный бизнес. Но, учитывая гигантские размеры предстоящих работ, рентабельность проекта для подрядчика может быть снижена, что будет компенсировано масштабом заказа. Частью прибыли компании придется «поделиться» с субподрядчиками», — указывает эксперт.
Если «СтройТрансГаз» победит, ему обязательно придется привлекать партнеров для стройки. Хотя компания недавно и вышла на рынок строительства мостов и дорог, у нее по-прежнему недостаточно опыта. Основной профиль «СтройТрансГаза» — строительство инфраструктуры для нефтегазовых и энергетических компаний.
На роли субподрядчиков, вероятно, будут привлечены «Мостотрест» и УСК «Мост», совладельцем которой также является Геннадий Тимченко. УСК «Мост» обладает крупным опытом в сфере строительства инфраструктуры и была генеральным подрядчиком строительства моста на остров Русский к прошедшему в прошлом году саммиту АТЭС.
Опыт работы в этом секторе есть и у «Мостотреста», чьим акционером является Аркадий Ротенберг. Впрочем, руководство инфраструктурного холдинга уже заявило, что не будет претендовать на роль генерального подрядчика в этом проекте. «На данный момент производственная программа компании обеспечивает стабильную загрузку собственных сил, а генподрядные группы — перегружены», — пояснили в компании.
В начале августа генеральный директор «Мостотреста» Владимир Власов на встрече с аналитиками заявил, что компания рассчитывает получить 30-50% работы по проекту. По оценкам экспертов, в этом случае выручка компании от этого проекта превысит 60 миллиардов рублей.
Если «Мостотрест» действительно станет участником проекта, то это будет уже второй крупный подряд за последнее время. В начале августа инфраструктурная компания выиграла право на строительство отвода до Комсомольского НПЗ «Роснефти» на Дальнем Востоке.
«В условиях ограничений доступа к западным рынкам капитала российские компании будут больше внимания уделять эффективности и искать возможности по сокращению инвестиционных программ. Тем не менее, крупные подряды, вероятно, будут распределяться преимущественно среди компаний, также оказавшихся под санкциями», — отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Прямых санкций против «Мостотреста» нет. Но ранее власти ЕС и США ввели санкции против его крупнейшего акционера Аркадия Ротенберга. Под американскими санкциями также оказался и Геннадий Тимченко. Из-за этого «Стройтрансгаз» лишился подряда на строительство части «Южного потока» на территории Болгарии.
Отметим, «Стройтрансгаз» — не единственная компания, интересующаяся этим подрядом. В проекте строительства моста через Керченский пролив не прочь поучаствовать и «Мостовик», миноритарный пакет акций которого принадлежит Сбербанку. Кредитный гигант является крупнейшим кредитором строительной компании, которая после завершения Олимпийских строек оказалась на грани банкротства. По данным газеты «Ведомости», глава Сбербанка Герман Греф лично лоббировал назначение «Мостовика» подрядчиком строительства моста.