Украинские беженцы в Ростове. Согласны на Мурманск и Воркуту
Лента новостей
Власти Ростовской области с 1 сентября закрывают оставшиеся три палаточных лагеря. Однако на вокзал Ростова ежедневно приезжают сотни жителей юго-восточной Украины. Им помогают волонтеры и МЧС
Украинцы, приехавшие в Ростовскую область из Донбасса, не могут получить статус беженца. По документам они — обычные мигранты. Единственный документ, который они могут оформить в регионе, — разрешение на временное пребывание.
В Ростовской области, а также в Петербурге, Москве, Крыму, Севастополе и Чеченской республике нет квот по привлечению беженцев. За официальным статусом им нужно ехать в другой регион. Кроме того, власти Ростовской области с 1 сентября закрывают оставшиеся три палаточных лагеря для беженцев.
Однако на вокзал Ростова ежедневно приезжают сотни жителей юго-восточной Украины. Им помогают волонтеры и МЧС.
Многие беженцы надеются остаться в Ростове — оттуда можно в любой момент вернуться домой. Но ждать этого момента придется без официального статуса, который позволяет получить временное жилье, соцуслуги, работу, пособие и гражданство на льготных условиях. За всем этим нужно ехать в другие регионы.
Еще месяц назад прибывшие на ростовский вокзал жители Украины не торопились уезжать: вдруг отправят в Воркуту, а потом появится квота на Белгородскую область? Сейчас, по словам сотрудников МЧС, уже едут, куда приглашают.
Дом Григория разбомбили. Осталась только пачка документов. Из Донбасса в Россию он бежал через Крым. Попытался устроиться на юге, но теперь ждет, что МЧС отправит его по квоте в Мурманск.
Григорийбывший житель Иловайска«Я из Иловайска. У меня 7-го числа дом разбомбили, 7-го августа. Ничего не осталось. Просто мы уехали 5-го числа еще из дома, потому что город бомбили, район бомбили — хотели поспать просто. В Седово мы уехали. Нам звонят — ваш дом разбомбленный. И мы просто рванули за документами, что успели взять. Бежал на машине, сумел выехать. Через Крым добирались, потому что Успенская таможня была закрыта. Колесили, работу искали. Сын работал у нас в Крыму, мы ждали, пока он рассчитается, потому что сезон заканчивается, денег не получит. Дочка там осталась работать. Мы там никуда не обращались, мы думали, что в Батайск приедем, там будет работа. Мы едем на Мурманск. По профессии я машинист электровоза, тракторист».
Стихийный лагерь на вокзале Ростова живет по своим законам. Люди лежат на полу, надувные матрасы отданы детям. Еду беженцам собирают волонтеры, в буквальном смысле, по всему городу. Просят в соцсетях привозить, кто что может. И везут. Руководство вокзала открыло для детей комнату матери и ребенка. Дали возможность по паспорту бесплатно посещать туалет. Последние две недели в Ростове стояла 40-градусная жара. Духота на вокзале невыносимая. По словам женщины — дежурной с погонами капитана МЧС, которая формирует здесь группы желающих уехать — ведут себя беженцы иногда странно. Например, перепродают бесплатные билеты, предоставленные РЖД для проезда по квотам.
По последним данным, в Ростовской области находится более 47 тысяч украинцев, которые разместились у своих родных, близких и волонтеров. Никакой помощи ни им, ни семьям, их приютившим, никто не оказывает. Они сами ищут работу, сами решают проблемы с медобслуживанием и обустройством детей. Как Ирина, хотя она на 8-м месяце беременности.
Иринабывшая жительница Макеевки«Автобусом из Макеевки мы ехали, потом возвращались, по нам стреляли, возвращались назад. Прятались. Потом пока открыли коридор, и мы уже гнали напрямую, не зная, расстреляют-не расстреляют. Мне 41 год, у меня двойня. Мне рожать скоро, я на сносях. И мне пришлось тикать, не от жизни хорошей. Я не собиралась уезжать оттуда, из дома. Я двоих детей там бросила, я родителей бросила. Они остались там. Я звоню: бомбят-стреляют. Но они меня не могут отправить далеко, потому что меня кесарить надо. Потому что, если я в поезде далеко, у меня детей не спасут. Говорят: оставайся, снимай квартиру, чтоб прописали, муж устроился на работу. Рожу, тогда будет видно. А так уже не к кому, все. Потому что Ростов не резиновый».
Ростовские власти заявили, что 430 украинских детей поставлены в очередь на получение мест в детском саду. Также пообещали без проблем принимать детей в школы, в вузах выделено несколько сотен мест для украинских абитуриентов.
По неофициальной информации, ни таможенники, ни сотрудники ГИБДД не спрашивают у водителей машин с украинскими номерами полисы автострахования или так называемой зеленой карты: все понимают, что у большинства беженцев просто нет денег на страховку.
Официально за разрешением на временное проживание, по данным ростовского УФМС, обратилось порядка двух с половиной тысяч украинцев. Почти столько же оформляют разрешения на работу. Но уже сейчас бежавших с юго-востока Украины в Ростовской области около 100 тысяч. И беженцы продолжают приезжать.