Зампред комитета СФ: Бескровный референдум в Крыму — результат южноосетинского опыта
Лента новостей
Шесть лет назад, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года Грузия начала военные действия против Южной Осетии
Военные действия Грузии против Южной Осетии и вынужденные действия России в той ситуации позволили России сделать необходимые выводы с точки зрения сотрудничества со странами-партнерами, а также в отношении российской армии и ее боевых качеств. В частности, именно уроки августа 2008 года позволили уже в 2014 провести референдум в Крыму без человеческих жертв, отмечают в комитете Совета Федерации по международным делам.
Заместитель председателя комитета Андрей Климов, который 6 лет назад занимал должность зампредседателя комитета по международным делам Госдумы, отмечает, что действия РФ в грузино-южноосетинском конфликте, «возможно, были единственно правильными в тот период». «Хотя задним умом можно было сделать иначе. Но тогда мы работали в условиях мощного цейтнота», — добавил сенатор.
Россия, напоминает он, задолго до обострения конфликта делала все, чтобы отношения между Грузией и Южной Осетией не перешли в опасную стадию, пытаясь избежать массовой гибели людей. Как заявляли тогда, в том числе, парламентарии, Россия не намеревалась поддерживать вопрос о независимости Абхазии и Южной Осетии, за исключением случая прямой военной агрессии со стороны Грузии. Однако так называемый «косовский прецедент» возник еще в марте 2008 года. Как отмечает Климов, тогда «страны Запада фактически спровоцировали всю цепочку событий». В итоге агрессия не заставила себя ждать. В ночь с 7 на 8 августа грузинская сторона бомбила Цхинвал. Чтобы защитить людей от геноцида, Россия была вынуждена применить военную силу и признать независимость двух закавказских стран. Спустя шесть лет, констатирует сенатор, ситуация в Южной Осетии «была спроецирована в Украине».
«Тогда Запад, как и в ситуации с Украиной, активно противодействовал нашим усилиям. Сегодня мы видим на примере Украины, что те выводы, которые мы в свое время сделали с точки зрения нашей армии и ее боевых качеств, позволили обеспечить референдум в Крыму без человеческих жертв. Это тоже своеобразный урок тех событий», — заявил Климов. «Мы выработали иное отношение к реальности, — отметил сенатор, — и это позволило в украинской истории выглядеть более сильными, эффективными и более благородными».
Впрочем, ситуация на Украине сегодня сложнее, чем была в Южной Осетии, замечает политолог, депутат Госдумы Вячеслав Никонов. «Масштабы этих двух трагедий несопоставимы», — утверждает он. Однако как и тогда, «Россия проявляет сегодня сдержанность и по всем каналам — политическим и экономическим — старается остановить геноцид русскоязычного населения на востоке Украины».
Учитывая то, что на Украине «происходит противостояние не Москвы и Киева, а Москвы и Вашингтона, все шаги России в данной ситуации должны быть сопряжены с просчетом всех рисков и долгосрочных последствий», заявил парламентарий. «Идет сложная игра, в отношении России используют санкции. Однако уже сейчас ясно, что Россия и дальше будет защищать интересы своих соотечественников за рубежом, людей, которые связали свое будущее с нашей страной», — убежден Никонов.