16+
Вторник, 19 ноября 2024
  • BRENT $ 73.30 / ₽ 7326
  • RTS828.38
29 апреля 2014, 07:57 ОбществоПолитика

Меч американских санкций: удар плашмя

Лента новостей

Российский реальный сектор и крупные совместные проекты не пострадают

Госсекретарь США Джон Керри
Госсекретарь США Джон Керри Фото: Reuters

Новые санкции, как обычно, предполагают заморозку американских активов людей и компаний из перечня. Запрет на въезд в США. Кроме того, американскому бизнесу запрещается иметь деловые отношения с фигурантами из списка. То есть, например, с Игорем Сечиным.

Но глава «Роснефти» – не бизнесмен. Он топ-менеджер. Его пакет акций в «Роснефти» – меньше 0,1%. Теперь он не сможет встретиться с американскими партнерами на их территории. Но вряд ли Exxon Mobil, которая собирается вместе с «Роснефтью» развивать российский шельф, откажется от сверхприбыльных проектов. За несколько часов до объявления о санкциях «Роснефть» одобрила разведку и разработку двух участков в Арктике вместе с американцами.

Об отношениях российского бизнеса с иностранцами в свете санкций говорит партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин.

«
Просто эти компании не смогут уже держать деньги за границей. Надо посмотреть, как Европа откликнется на подобные санкции со стороны США. Если присоединится, то контракты там прекратятся, если они есть. Санкции направлены не против каких-то отраслей промышленности, не против конкретных больших проектов, которые в России затевают иностранные корпорации – Exxon Mobil, Siemens, Shell и так далее. Они направлены против конкретных людей, которые не повлияют как-то на судьбу крупных проектов».

Иной случай у компании Геннадия Тимченко. Под санкции попала его люксембургская Volga Group. Это материнский холдинг, который объединяет российские активы бизнесмена. По крайней мере, так было до недавнего времени. Возможно, Тимченко уже перевел активы на баланс другого холдинга или продал. История с первым пакетом ограничений в этом смысле показательная. Тимченко на следующий день после публикации списка сообщил, что он, оказывается, уже продал долю в нефтетрейдере Gunvor. Сделка была закрыта накануне введения санкций.

Но если офшорной компании по-прежнему принадлежат акции российских предприятий Тимченко, и если Европа поддержит США, сможет ли тогда материнский холдинг, например, продать свои активы? Вопрос мы адресовали председателю правления ООО «Московское юридическое агентство» Алексею Линецкому.

«
Продажа акций, конечно, возможна. Тем более, если это происходит в офшоре. Для этого не требуется, как правило, каких-либо государственных регистрационных действий. Подобные сделки совершаются на столе. Подписывается соответствующий договор, передаточное распоряжение. Акции переходят из рук в руки. Но американцы понимают, что подобные сделки могут носить характер притворных. Счета могут быть заблокированы на годы. И в этом случае может быть достаточно сложно вытащить оттуда деньги».

Если ЕС, как и США, включит в список компанию братьев Ротенбергов «Стройгазмонтаж», то деятельность организации может пострадать. Эта копания – крупнейший подрядчик «Газпрома». Она строит газопроводы, в том числе, и в Европе. Ну, а пока всем предприятиям из списка могут заблокировать долларовые операции. Федрезерв в курсе каждой транзакции в американской валюте.

Но по большому счету пока это проблемы нескольких компаний. Не попал в перечень «Газпромбанк», как это прогнозировали американские СМИ, и нет там пока главы «Газпрома» Алексея Миллера, как предполагали журналисты. На фоне этого акции газовой монополии выросли. А вот у «Роснефти», чей глава Сечин попал в список, бумаги упали на 1,7%. Обновили минимум середины лета. Пожалуй, первый реальный экономический урон, который принесли России западные санкции.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию