Подруга Евгении Васильевой получила реальный срок
Лента новостей
Динара Билялова получила 4 года лишения свободы и 800 тысяч рублей штрафа
Таганский суд Москвы сегодня, 2 апреля, приговорил к 4 годам лишения свободы и 800 тысячам рублей штрафа экс-главу ООО «Мира» Динару Билялову. Фигурантка громкого дела о миллиардных хищениях в Минобороны и подруга бывшей главы департамента имущественных отношений военного ведомства Евгении Васильевой была признана виновной в мошенничестве на сумму более 123,5 миллиона рублей. Она заключила сделку со следствием. Ее дело было рассмотрено в особом порядке. На это ушло два дня.
Слушания начались накануне. Поддержать Билялову приехали около десятка родственников и друзей. Все они толпились на первом этаже в ожидании процесса. Само разбирательство проходило на третьем этаже. Поскольку фигурантке громкого дела «Оборонсервиса» была предоставлена госзащита, судья объявила процесс закрытым, мотивировав это необходимостью обеспечить безопасность участников процесса. Поэтому к залу, где проходил процесс, никто из журналистов близко подойти не смог, равно как и идентифицировать подсудимую и ее адвокатов. На доводы репортеров о том, что они не имеют права не пускать журналистов в суд, приставы не реагировали и ограничивались лишь фразой: «Не положено».
Дело бывшей гендиректора ООО «Мира» (прежнее название — Центр правовой поддержки «Эксперт») Динары Биляловой было выделено в отдельное производство из основного дела «Оборонсервиса». Его главной фигуранткой является бывшая глава департамента имущественных отношений Минобороны Евгения Васильева.
Свобода в обмен на признание
В июне 2012 года Билялову заключили под стражу. Она признала вину, и через три месяца ее отпустили под подписку о невыезде, предоставив госзащиту. Это произошло после того, как следствие зафиксировало попытки давления на нее со стороны Васильевой.
Кстати, именно благодаря ее протекции Билялова попала в систему Минобороны. Когда другая подруга Васильевой, руководитель Центра правовой поддержки «Эксперт» Екатерина Сметанова попалась на откате, то заняла ее должность Билялова. Саму же организацию преобразовали в ООО «Мира», чтобы спасти репутацию.
Впрочем, «Мира» продолжила заниматься тем же, чем и «Эксперт». Организация подыскивала покупателей на объекты Минобороны, которые были признаны непрофильными активами. За это компания получала 5% от стоимости продаваемого имущества.
По версии следствия, Билялова приложила руку к продаже комплекса зданий Главного управления обустройства войск в Большом Предтеченском переулке. Их стоимость занизили на сотни миллионов рублей. ООО «Мира» незаконно заработало на этом около 123,5 млн рублей агентского вознаграждения, при этом в действительности не оказывая никаких услуг. Биляловой инкриминировали «мошенничество, совершенное в составе организованной группы в особо крупном размере» (ч.4 ст. 159 УК РФ).
Эта статья предусматривает наказание на срок до 10 лет. Однако сделка со следствием позволила фигурантке рассчитывать на более мягкое наказание: по закону Биляловой не могло быть назначено больше двух третей от максимума вмененной статьи.
Как сообщила BFM.ru пресс-секретарь Таганского суда Ксения Ляпина, состоявшемся накануне заседании прокурор пришел к выводу, что подсудимая выполнила условия досудебного соглашения о сотрудничестве. Билялова же подтвердила, что согласна с выдвинутым обвинением.
Сегодня был озвучен приговор. Дело в том, что особый порядок подразумевает упрощенную форму судопроизводства: в этом случае процесс проходит без изучения доказательств и допроса свидетелей.
Динара Билялова была признана виновной в инкриминируемом престплении. Ее приговорили к 4 годам лишения свободы и штрафу в размере 800 тысяч рублей. Находящуюся под подпиской о невыезде подсудимую взяли под стражу в зале суда.
В помощь обвинению
Вынесенный Биляловой приговор может стать серьезным подспорьем обвинению для того, чтобы доказать вину главной фигурантки Евгении Васильевой. Она находится под домашним арестом.
В настоящее время следствие по ее делу завершено. Обвиняемая, которой инкриминируются 12 преступных эпизодов, завершает ознакомление с делом и должна дочитать его до 26 мая. Васильева вину отрицает.
Судя по всему, скоро в суде окажется и дело Екатерины Сметановой. Ей вменяется мошенничество и коммерческий подкуп (ч. 4 ст. 159 и ч. 3 ст. 204 УК). Она тоже провела несколько месяцев в СИЗО, потом заключила сделку со следствием и была отпущена под подписку о невыезде, получив госзащиту.
«Вынужденные признания»
Адвокат Васильевой Хасан-Али Бороков считает, что признания Биляловой и Сметановой были вынужденными. Он утверждает, что никаких показаний, в которых бы они изобличали его клиентку, те не давали. «Я изучил почти все материалы дела, в том числе показания Биляловой, и могу вас заверить, что она ничего противоправного не совершала», — заявил BFM.ru адвокат.
По его мнению, в деле отсутствуют доказательства продажи военного имущества по заниженной цене. «Арбитражный суд признал законными все сделки», — отмечает защитник. Он считает, что женщины стали «заложницами уголовного дела» и вынуждены были признать вину для того, чтобы выйти на свободу к своим детям. По его словам, в своих показаниях Екатерина Сметанова, например, признала, что совершила вмененные ей действия, но подчеркнула, что не считает их противоправными. «Она говорит буквально следующее: «Я не считаю, что совершила что-то противоправное, но если прокурор и следствие считает, что я совершила преступление, то я это признаю», — процитировал слова фигурантки адвокат.
Он надеется, что процесс по делу Васильевой будет открытым, и Сметанову с Биляловой допросят в суде в качестве свидетелей. Бороков считает, что раз следствие два года назад объявило о раскрытии «дела века», то должно продемонстрировать общественности «как украли 3 млрд». «Если же процесс по делу Васильевой закроют, то это в очередной раз убедит меня в том, что в деле нет ни одного прямого доказательства вины Васильевой и других фигурантов в инкриминируемых им преступлениях», — подчеркнул защитник.
Вместе с Васильевой по уголовному делу проходят четверо: бывший гендиректор «Окружного материального склада Московского округа ВВС» Максим Закутайло, гендиректор 31-го Государственного института спецстроительства Юрий Грехнёв, гендиректор компании «Оборонстрой» («дочка» «Оборонсервиса») Лариса Егорина и знакомая Васильевой Ирина Егорова.
Стоит отметить, что Динара Билялова стала первой из подруг Евгении Васильевой, кто предстал перед судом и получил реальный срок.
«Мягкий» приговор
Комментируя вынесенный ей приговор, официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин отметил, что, «несмотря на многочисленные публичные заявления ряда фигурантов так называемого уголовного дела «Оборонсервиса» об отсутствии состава преступления в их действиях, обвиняемая признала свою вину в полном объеме и, более того, дала исчерпывающие и правдивые показания, в том числе и на главную соучастницу Евгению Васильеву». «Что касается вынесенного приговора, то, по всей видимости, суд учел согласие Биляловой на сотрудничество со следствием и ту помощь, которую она оказала следователям в установлении эпизодов преступной деятельности своих соучастников», — заметил он.
Маркин добавил, что приговор, вынесенный Биляловой, «подтвердил полноту собранных следствием доказательств совершения многоэпизодного преступления». Он считает, что тем из фигурантов, кто не признал свою вину, «скорее всего, уже не стоит ждать от суда снисхождения и таких мягких приговоров».
Впрочем, защита Евгении Васильевой вовсе не считает, что назначенное Биляловой наказание является мягким. По мнению другого адвоката фигурантки Тимофея Гриднева, приговор Таганского суда — чрезмерно суровый, так как в действиях подсудимой вообще отсутствует состав преступления.
«Приговор в очередной раз подтверждает: то, что Билялова пошла на сделку со следствием, было с ее стороны огромной ошибкой, — заявил он BFM.ru. По мнению защитника, смирившись с предъявленным обвинением без борьбы, Билялова позволила себя осудить и получила реальный срок. «Думаю, она не рассчитывала на подобное наказание. Это в очередной раз доказывает, что договариваться с нашими следственными органами чревато для самого себя», — заметил защитник.