Россия не отказывается от Тартуса
Лента новостей
Сирийский порт остается официальным пунктом базирования и ремонта российских кораблей в Средиземном море
Тартус по-прежнему остается официальным пунктом базирования и ремонта российских кораблей в Средиземном море, заявили в Министерстве обороны России. Сообщения о выводе российского персонала пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) из сирийского порта Тартус не соответствуют действительности.
Ранее СМИ распространили сообщения об уходе российских военных из Тартуса. Источником стала публикация в арабской газете «Аль-Хаятт» со ссылкой на заявления замминистра иностранных дел Михаила Богданова.
Эксперты стали строить предположения о возможном скором начале иностранного вторжения в Сирию, говоря, что речь может идти о вмешательстве в конфликт США или Израиля. В частности, такую оценку привел в комментарии для The Washington Post старший научный сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики Эндрю Тэблер. Для Вашингтона поводом для вторжения стало бы предполагаемое использование химического оружия правительственными войсками. Израиль обещал нанести удар, если Дамаск получит ракеты класса «земля-воздух», пишет американское издание.
Заявления российских источников о том, что в настоящий момент на сирийской территории не осталось ни одного российского военнослужащего, можно было бы расценивать как попытку «показать мировому сообществу, в том числе американцам, что российских военнослужащих на территории Сирии нет». Такое мнение в интервью Business FM высказал президент Института религии и политики Александр Игнатенко.
В четверг в Минобороны РФ заявили, что «утверждение о выводе персонала ПМТО в сирийском Тартусе представлено в СМИ крайне некорректно с точки зрения реальной ситуации». В сообщении Минобороны уточняется, что сейчас в составе ПМТО в Тартусе действительно нет ни одного российского военнослужащего, поскольку его обслуживанием давно занимается исключительно гражданский персонал: «Этот персонал по-прежнему трудится в обычном режиме. И ни о какой его эвакуации из Тартуса речи не идет».
База в Тартусе, по мнению многих экспертов, стратегической функции для России не выполняет. Как сообщали накануне СМИ, Богданов газете «Аль-Хаятт» заявил, что пункт [в Тартусе] «не имеет стратегического или военного значения».
Ранее Русская служба Би-Би-Си приводила заявление командующего российскими ВМС вице-адмирала Виктора Чиркова, что база [в Тартусе] жизненно необходима; она действовала и будет продолжать действовать.
«В принципе, этот пункт базирования, пункт заправки в Тартусе, который довольно долго торжественно именовали военно-морской базой, на самом деле, никакой принципиальной роли для России не играет. Это чистой воды символическое присутствие», — говорит главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
Вполне возможно, что независимо от позиций российской стороны в отношении базы в Тартусе, Сирия не может быть опорным пунктом. «Вне зависимости от того, как будут развиваться события в этой стране дальше, очевидно, что прежней Сирии больше нет и никогда не будет. То есть даже если Асад будет долго оставаться у власти, это другая ситуация, другая страна, и опираться на нее просто невозможно», — пояснил в интервью Business FM Лукьянов.
Пожалуй, единственное, в чем соглашаются все эксперты, это то, что функционирование российской базы в Сирии не повлияет на планы Москвы по поставке противовоздушных и противокорабельных ракет Дамаску.
Россия арендует объекты в Тартусе в рамках списания многомиллиардных долгов Сирии в соответствии с соглашением 1971 года. По мнению экспертов, после распада Советского Союза этот порт, единственный российский оплот на Средиземном море, имеет лишь символическое значение.
«Это просто точка на карте, где можно загрузить на борт продовольствие и воду и провести неотложный ремонт», — говорил ранее Руслан Алиев, сотрудник Центра по анализу стратегий и технологий в Москве, отмечая, что гарнизон составляет всего 50 человек.
В западных СМИ порт Тартус постоянно упоминается как «перевалочный пункт для поставок российских вооружений» режиму Башара Асада. Некоторые источники подчеркивали, что в Тартусе могут швартоваться атомные подводные лодки, и он связан с остальной частью страны развитой сетью автомобильных и железных дорог.
Присутствие или появление российских сил в Тартусе часто интерпретируется с точки зрения ситуации в Сирии.
В начале 2012 года поход в Тартус авианосца российского ВМФ «Адмирал Кузнецов» в сопровождении группы кораблей охранения многие рассматривали как жест сдерживания военного конфликта. Военные, со своей стороны, подчеркивали, что поход никак не связан с напряженной ситуацией в Сирии и планировался еще до обострения обстановки в стране, в 2010 году.
В марте 2013 года минобороны РФ заявило, что Тартус останется пунктом базирования кораблей ВМФ РФ. В министерстве выступили с опровержением информации военно-дипломатических источников, что корабли ВМФ России из-за эскалации вооруженного конфликта в Сирии вместо сирийского порта Тартус для пополнения запасов и отдыха экипажей будут использовать ливанский Бейрут.