Экс-совладельцу ЮКОСа Невзлину к пожизненному сроку добавили шесть лет
Лента новостей
Бывший акционер ЮКОСа Леонид Невзлин, проживающий в Израиле, заочно осужден на шесть лет лишения свободы за присвоение акций «дочек» ВНК. Это уже второй приговор бизнесмена, уже имеющего пожизненный срок
Симоновский суд Москвы сегодня приговорил к шести годам лишения свободы бывшего акционера нефтяной компании ЮКОС Леонида Невзлина. Он был признан виновным в присвоении акций дочерних предприятий «Восточной нефтяной компании» стоимостью свыше 3,6 млрд рублей. Проживающего в Израиле бизнесмена судили заочно. Поскольку Невзлин уже имеет пожизненный срок по первому делу, то по совокупности двух приговоров у него остался все тот же пожизненный срок.
Это уже второй заочный процесс над бизнесменом, который уехал в Израиль в 2003 году — вскоре после возбуждения «дела ЮКОСа». Невзлин отправился за границу якобы для написания диссертации и получил там гражданство. Генпрокуратура пыталась добиться его экстрадиции, но израильская прокуратура и Высший суд справедливости страны отказались рассматривать вопрос о выдаче, решив, что присланная доказательная база недостаточна.
Первого августа 2008 года бывший вице-президент ЮКОСа Леонид Невзлин был заочно осужден Мосгорсудом к пожизненному лишению свободы за организацию 11 убийств и покушений, а также хищения и неуплату налогов. В частности, суд пришел к выводу, что в 1998–2002 годах члены организованной группы, в которую входил сотрудник службы экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин (он получил пожизненный срок в 2005 году), по указанию Невзлина устранили директора компании «ТФ «Феникс» Валентину Корнееву, главу администрации Нефтеюганска Владимира Петухова, а также покушались на управляющего компании East Petroleum Евгения Рыбина, убив его водителя Николая Федотова.
Эпизод из дела Ходорковского
В рамках второго уголовного дела Леониду Невзлину вменялся эпизод, который входил в обвинение по второму делу бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и экс-руководителя Международного финансового объединения «Менатеп» Платона Лебедева. Это дело закончилось для бизнесменов 13-летним сроком. Позже президиум Мосгорсуда снизил наказание до 11 лет каждому.
Читайте также: Ходорковский и Лебедев выйдут на свободу в 2014 году
Речь шла о хищении 38% акций ВНК стоимостью свыше 3,6 млрд рублей. По версии следствия, преступление было совершено в 1998 году. Согласно фабуле обвинения, тогда Михаил Ходорковский, Платон Лебедев и другие участники их преступной группы (среди них были бывшие акционеры ЮКОСа Леонид Невзлин, Михаил Брудно, Владимир Дубов и другие — BFM.ru) завладели акциями шести ОАО: «Ачинский НПЗ», «Новосибирское предприятие по обеспечению нефтепродуктами», «Томскнефтепродукт», «Хакаснефтепродукт», «Томскнефтегеофизика» и «Томскнефть–ВНК», внесенных РФ в уставный капитал ВНК. Таким образом, ЮКОС получил контроль над 38% акций ВНК стоимостью свыше 3,6 млрд рублей.
Как утверждает СКР, впоследствии акции ВНК были обменены на 37 млн акций ЮКОСа. При этом были составлены заведомо ложные акты оценок стоимости ценных бумаг. Стоимость акций ВНК была явно занижена, а стоимость акций ЮКОСа, наоборот, явно завышена. Затем ценные бумаги были переоформлены на ряд зарубежных офшорных компаний и таким образом легализованы.
Интересно, что к моменту рассмотрения дела Ходорковского и Лебедева в Хамовническом суде истек 10-летний срок давности по данному эпизоду. Поэтому, оглашая приговор, суд в декабре 2010 года признал подсудимых виновными, но прекратил дело в этой части.
Кстати, по сведениям СКР, по данному эпизоду уже был заочно осужден уехавший в Великобританию управляющий делами организации ЮКОС ЭП Рамиль Бурганов.
Что же касается Невзлина, то его смогли привлечь к уголовной ответственности, поскольку по закону, течение срока давности приостанавливается, если обвиняемый объявлен в розыск.
Вмененная ему часть 4-я статьи 160 УК РФ (присвоение или растрата) предусматривает до 10 лет колонии.
Суд назначил Невлину наказание в виде шести лет колонии. Впрочем, назначенный срок не будет иметь для бизнесмена большого значения. По совокупности совершенных преступлений по двум приговорам суд определил окончательный срок в виде пожизненного лишения свободы.
Защита не согласна
Адвокат Леонида Невзлина Дмитрий Харитонов заявил после оглашения приговора, что не согласен с ним и намерен обжаловать его в Мосгорсуде, хотя считает, что шансы на отмену судебного акта ничтожно малы. «Приговор незаконный, необоснованный и должен быть отменен», — заявил он BFM.ru.
Адвокат убежден, что ни уголовного дела, ни судебного процесса над Невзлиным вообще не должно было быть. «Любой справедливый суд его бы оправдал, а любое справедливое следствие никогда не пошло бы с таким позором в суд, — уверен он. — Во-первых, никакого хищения не было, а во-вторых, Невзлин даже к тем действиям, которые описываются в обвинительном заключении, не причастен никоим образом. Нет ни одной бумаги, которую бы он подписал, ни одного доказательства, что он что-то делал, кому-то давал указания. В деле все построено по принципу «Ходорковский и все вокруг него бандиты».
По мнению защитника, судебный процесс над бывшим совладельцем ЮКОСа был несправедливым, а защиту лишили возможности представить доказательства его невиновности, вызвав и допросив в суде двух главных свидетелей — экс-главу ЮКОСа Михаила Ходорковского и его делового партнера Платона Лебедева. «Они были в списке свидетелей защиты, однако суд посчитал, что их допрос нецелесообразен», — сказал Харитонов.
В свою очередь защитница Михаила Ходорковского Каринна Москаленко так прокомментировала вынесение Леониду Невзлину приговора, который ничего не изменит в его судьбе: «По-видимому Следственному комитету больше нечего расследовать. Я их политических целей анализировать не буду, просто потому, что я не политик. А с точки зрения правовой тематики всем нам, юристам, обвинение, предъявленное Невзлину и Ходорковскому, представляется каким-то правовым нонсенсом, который совершается с какой-то определенной целью. Для политиков она очевидна, а для юристов не ясна. Видимо, следствию нужно продемонстрировать какую-то бурную деятельность, показать, что они активно работают и оправдаться за то, что по другим делам, очень важным и актуальным, нет настоящего прогресса и раскрытия преступлений».