Подсудимых по делу о похищении Ивана Касперского оставили под стражей еще на полгода
Лента новостей
В Хорошевском суде Москвы сегодня прошло предварительное слушание по громкому делу о похищении в прошлом году Ивана Касперского — сына основателя и основного владельца «Лаборатории Касперского»
Евгений Касперский, вместе с женой Натальей и сыном признанный потерпевшим по делу, предъявил к четверым фигурантам иск на сумму 120 млн рублей. Это рублевый эквивалент выкупа в 3 млн евро, который похитители требовали за освобождение заложника.
«Иск о компенсации морального вреда был заявлен по окончании следствия. Его рассмотрит суд», — сообщил BFM.ru адвокат Александр Марков, представляющий интересы Ивана Касперского. По его словам, ни жена, ни сын бизнесмена иска к фигурантам дела пока не подавали. Однако у них еще остается возможность заявить материальные требования в ходе процесса, сказал адвокат.
Стоит отметить, что пятый фигурант дела — житель Наро-Фоминска Алексей Устимчук — уже получил срок. В августе этого года 94-й гарнизонный военный суд приговорил его к 4,5 года лишения свободы в колонии строгого режима. Подсудимый, который на момент совершения преступления служил в ФСО, полностью признал вину. Его дело было рассмотрено в особом порядке — именно этим объясняется столь мягкое наказание.
Теперь за похищение Касперского-младшего предстоит ответить 61-летнему жителю столицы Николаю Савельеву и его 30-летнему сыну Николаю, а также приятелю Савельева — 29-летнему жителю Сергиево-Посадского района Подмосковья Сергею Громову, трижды судимому за побои, и соседу Алексея Устимчука Олегу Маюкову.
Похитителей вдохновила передача о Касперском-старшем
По версии следствия, идея с помощью киднеппинга обеспечить себе безбедное будущее родилась у Савельева-старшего в марте 2011 года после того, как по телевизору показали передачу об основателе «Лаборатории Касперского». Журнал Forbes оценил состояние бизнесмена в 0,8 млрд долларов, поместив на 125-ю строчку рейтинга 200 богатейших российских бизнесменов 2011 года.
В течение нескольких недель команда под руководством Савельева-старшего вела скрытое наблюдение за 20-летним сыном предпринимателя — Иваном Касперским. Юноша учился на четвертом курсе факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ и работал в компании своей матери InfoWatch программистом.
Утром 19 апреля прошлого года Касперского-младшего выкрали, когда он направлялся на работу: нападение произошло в промоине неподалеку от пересечения проспекта Маршала Жукова и МКАД. Когда Иван вышел из маршрутки, его затолкали в «Жигули», надели на глаза повязку, сверху натянули шапку, а руки сковали наручниками.
Заложника отвезли на дачу к Николаю Савельеву. Там, в бане на территории садового товарищества в поселке «Роща», недалеко от деревни Высоково Сергиево-Посадского района Подмосковья, его держали шесть дней. Похитители требовали у его родителей выкуп в 3 млн евро. В противном случае они угрожали расправиться с заложником.
Иван Касперский был освобожден 24 апреля в ходе спецоперации, которой руководил тогдашний глава МУРа, а ныне шеф столичной полиции Олег Баранов.
Отца и сына Савельевых, а также Алексея Устимчука задержали, когда они отправились на встречу с родителями своей жертвы. На 47-м км Ярославского шоссе машины похитителей были остановлены сотрудниками ГИБДД для проверки документов. При них обнаружили диск с информацией о состоянии Ивана Касперского. Запись родители Ивана потребовали, чтобы убедиться, что с их сыном все в порядке.
В это время заложник оставался на даче под присмотром только Сергея Громова, поэтому освободить его не составило труда.
26 апреля Пресненский суд Москвы арестовал пятерых фигурантов: отца и сына Савельевых, Алексея Устимчука, Сергея Громова и Людмилу Савельеву — супругу главы семейства. Однако спустя месяц Людмилу Савельеву освободили.
Еще одного фигуранта дела — Олега Маюкова — задержали лишь год спустя. Он признался, что принимал участие в похищении юноши, об этом его попросил Алексей Устимчук, объяснивший, что ему нужно выбить долг. О том, кем был заложник, Маюков даже не знал. В ходе следствия он полностью признал вину, в отличие от других фигурантов.
Надежда на врачей
Примечательно, что Савельев-старший во время ареста признавал вину в организации киднеппинга, но уверял, что относился к заложнику «как к родному». Однако на следствии он не стал давать показаний, сославшись на 51-ю статью Конституции, которая дает право не свидетельствовать против себя и своих близких родственников.
Говорят, Савельев-старший надеялся, что его снова признают невменяемым. Дело в том, что в 70-е годы он уже привлекался к уголовной ответственности за мошенничество, но смог избежать наказания из-за диагноза врачей. Теперь же экспертиза признала, что он в здравом уме.
По словам адвоката бывшего заложника, если суд сочтет доказанной вину подсудимых в похищении человека и вымогательстве (ч.2 ст. 126 и ч.3 ст. 163 УК), то по совокупности совершенных преступлений им может грозить более 10 лет лишения свободы.
Дело прокурору не возвратили
Предварительное слушание в соответствии с законом проходило в закрытом режиме. Поэтому на заседание никто, кроме участников процесса, попасть не смог. Подсудимые, весьма разговорчивые во время своего ареста, теперь не захотели отвечать на вопросы журналистов. «Лучше ко мне в СИЗО приезжайте, я вам интервью дам», — предложил 61-летний Николай Савельев, которого считают организатором похищения.
Адвокат Олега Маюкова Инна Тихомирова позже рассказала, что ходатайствовала о возвращении дела прокурору для устранения недостатков, которые, по ее мнению, имели место при составлении обвинительного заключения. Ее поддержали некоторые из защитников подсудимых, однако, далеко не все. Так, адвокат Громова Андрей Чувилев признался BFM.ru, что недочеты не столь существенны, чтобы помешать вынесению приговора.
Представители прокуратуры (в деле участвуют два гособвинителя) просили оставить подсудимых под стражей на период судебного процесса. В ответ адвокаты попросили избрать им меру пресечения, не связанную с лишением свободы.
Савельев-старший попросил освободить из-под стражи своего сына. Стоит отметить, что еще в ходе ареста Николай Савельев-младший заявил, что виновен лишь в том, что не поступил «как Павлик Морозов» и не сдал своего отца. Савельев-младший просил освободить его под залог недвижимого имущества. Примечательно, что в качестве такового он предложил суду дом, где удерживался Иван Касперский. Дом оценивается в 4 млн 250 тысяч рублей.
В совещательной комнате судья Николай Анисимов провел около часа. Он не нашел оснований для возвращения дела прокурору. Просьбу же гособвинителей о сохранении подсудимым меры пресечения он удовлетворил. По решению суда все четверо останутся в СИЗО еще на полгода, до 29 мая.
Рассмотрение дела по существу суд назначил на 25 декабря. Ожидается, что в этот день будет озвучена фабула предъявленного обвинения, а подсудимые выскажут к нему свое отношение.