Statoil вернула «Газпрому» долю в Штокмане
Лента новостей
Statoil передал «Газпрому» свою долю в Shtokman Development. Ее примеру может последовать и другой зарубежный партнер проекта — французская Total
Норвежская Statoil передала «Газпрому» свою долю в Shtokman Development. Как оказалось, по условиям рамочных соглашений «Газпрома» с партнерами по Штокмановскому проекту — Statoil и Total — если окончательное инвестрешение не принято до конца действия документов, то российская компания имеет право потребовать у партнеров вернуть доли в Shtokman Development.
Рамочные соглашения действовали до марта 2012 года, но партнеры решили продлить их действие до 1 июля. Однако урегулировать спорные вопросы все же не удалось. В результате, с середины июля глава Statoil Хельге Лунд и старший вице-президент Кюдланд Торгейр вышли из состава совета директоров Shtokman Development.
В Statoil подтвердили факт передачи своей доли и уточнили, что сделка носила неденежный характер. «Мы по-прежнему верим в проект, находимся в диалоге с «Газпромом» и нацелены на достижение соглашения по коммерческой эффективности проекта»,— сказал представитель норвежской компании.
Statoil основано в 1972 году. Бенефициаром компании является государство, контролирующее 67% акций. Это вертикально интегрированная нефтяная компания, ведет бизнес в 41 стране. Доказанные запасы составляют 2,27 млрд баррелей нефтяного эквивалента. По итогам 2011 года выручка составила 110,8 млрд долларов, чистая прибыль — 13,1 млрд долларов.
Для Statoil это уже не первая сделка по продаже миноритарной доли в зарубежном проекте, отмечает аналитик Номос-банка Денис Борисов. Ранее норвежская компания продала свою долю в проекте освоения месторождения «Западная Курна-2» в Ираке. «Вероятно, руководство норвежского нефтедобытчика считает, что компании интереснее заниматься собственными проектами на шельфе с четкими сроками реализации. К тому же, у Statoil сейчас есть более насущные проблемы, например конфликт с профсоюзом», — указывает он.
Возможно, примеру Statoil последует и другой иностранный партнер «Газпрома» — французская Total. По неофициальным данным, Total пока не определилась с судьбой принадлежащих ей 25% акций головной компании проекта. На 30 августа назначено собрание акционеров Shtokman Development, на котором будет ставиться вопрос о возврате акций французским партнером.
Представители Total от официальных комментариев отказались.
Первые планы по освоению Штокмановского месторождения появились еще в 2007 году. Тогда «Газпром» планировал начать добычу к 2013 году, но проект затормозился на стадии согласования из-за споров вокруг бизнес-модели.
Первоначально газ с месторождения в виде СПГ планировалось продавать на рынке Северной Америки, но «сланцевая революция» в США поставила на этих планах крест.
Штокмановское газоконденсатное месторождение расположено в центре шельфовой зоны российского сектора Баренцева моря. По разведанным запасам природного газа это одно из крупнейших месторождений, запасы составляют 3,9 трлн куб метров газа и 56,1 млн тонн конденсата.
Предполагалось, что вопрос окончательно будет решен на Петербургском экономическом форуме в июне, но и на этой площадке акционеры проекта не смогли прийти к консенсусу. «Первоначальная конфигурация не сработала. То, что она будет изменена, — это сто процентов», — заявил тогда зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев. В итоге, 1 июля соглашения прекратили свое действие, и «Газпром» направил в начале июля требование акционерам вернуть их доли.
За пять лет «Газпром» и зарубежные партнеры уже вложили в проект более 1,5 млрд долларов, то есть каждый из иностранных акционеров инвестировал порядка 400 млн долларов. По словам представителя Statoil, часть этих средств все же будет возмещена компании. Однако ранее агентство Reuters сообщало, что норвежская компания списала около 340 млн долларов, вложенных в проект.
Не так давно появилась информация, что в проекте может появиться новый иностранный партнер — англо-голландская Shell. «Shell уже работает с «Газпром» в рамках проектов на Сахалине, и у зарубежной компании есть опыт добычи на шельфе в самых разных климатических поясах», — отмечает аналитик ИК «Атон» Вячеслав Буньков.
Представитель Shell заявил, что компания заинтересована в развитии бизнеса в России, но комментировать конкретные проекты отказался.