На войну с неправильной парковкой направят «крабов»
Лента новостей
В России с неправильно припарковавшимися автомобилистами могут начать бороться с помощью установки блокираторов на колеса машин. Соответствующе предложение в скором времени планируется направить в Госдуму. Такая система уже работала в стране в 1990-е
Неправильная парковка автомобилей, как правило, является одной из основных причин возникновения пробок в крупных городах. В Москве и Санкт-Петербурге с этой проблемой решено бороться рублем: с июля этого года штрафы за такое нарушение повысятся в 10 раз — с 300 рублей до трех тысяч. (В других российских городах максимальное наказание составит 300 рублей).
Также в крупных городах с нарушителями пытаются справиться с помощью эвакуаторов, однако эта мера чаще всего применяется лишь в крайних случаях и не очень действенно помогает навести порядок на дорогах. Да и сами эвакуаторы создают еще большие заторы, так как при погрузке автомобилей перекрывают еще одну полосу. К тому же данный способ весьма затратный, учитывая, что первые сутки хранения автомобиля на штрафстоянках, в частности Москвы, являются бесплатными.
Кстати, что касается российской столицы, то в начале апреля этого года руководитель московского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов посетовал, что в городе более трети автомобилей паркуют с нарушением правил. При этом «парковочную полицию» пока создавать не планируется, хотя ранее такие планы активно обсуждалась столичным руководством.
Забытое старое
Предложение о том, какими дополнительными санкциями можно бороться с нарушителями правил парковки, поступило на днях из администрации подмосковных Мытищ. Местный Совет депутатов поддержал инициативу главы этого города Александра Казакова о внесении изменений в Административный Кодекс РФ об установке блокирующих устройств на колесах всех видов автомобилей, припаркованных в неустановленных местах и создающих препятствия безопасности дорожного движения и содержанию дорог.
«Для нашего города стихийные стоянки автомобилей, а особенно большегрузов на проезжей части центральных улиц и внутриквартальных проездах становятся настоящей проблемой. Полномочий для муниципальных властей по привлечению к ответственности их владельцев законодательством не предусмотрено, а ГИБДД, прежде чем наложить штрафные санкции, обязана разыскать нерадивого владельца, который зачастую не является жителем нашего района и даже области», — говорится в сообщении на сайте администрации Мытищ.
По мнению руководства этого города, блокираторы колес могут значительно изменить ситуацию к лучшему, ведь потраченные время и деньги на вызволение своей машины из «капкана» станут весомым аргументом не нарушать правила парковки впредь. При этом отмечается, что далеко не каждый неправильно припаркованный автомобиль можно эвакуировать на штрафстоянку, а установить блокираторы можно почти всегда. Да и способ этот не слишком затратный.
Транспортные чиновники Мытищ уже обратились к местным депутатам, чтобы те в свою очередь эти предложения от своего имени направили в Московскую областную думу. Уже оттуда законодательная инициатива должна поступить в Госдуму. Эксперты отмечают, что до момента возможного утверждения этому документу придется проделать непростой путь, однако сама идея может заинтересовать руководство других городов.
При этом идея установки блокираторов не нова — такая мера уже давно реализуется за границей, да и в России она активно применялась в 1990-е годы. Однако тогда блокираторы фактически стали инструментом вымогательства денег с автовладельцев, напоминает заместитель главного редактора журнала «За рулем» Вячеслав Субботин. По его словам, это был целый бизнес: «Это был рэкет со стороны незаконных парковщиков. Ставили все, кому не лень, а потом вымогали за это деньги».
В итоге, после нескольких скандальных историй использование подобных устройств отменили, объясняя это тем, что применение блокираторов противоречит российской Конституции, так как ограничивает свободу передвижения. Затем пункт о запрете на использование блокираторов был исключен из Кодекса об административных правонарушениях. Однако вместе с этим в КоАП не появилось положения, разрешающего использование таких устройств в качестве санкции за какие-либо нарушения.
Российская смекалка
Кстати, некоторые российские автолюбители в 1990-е проявляли мастерство находчивости. Они изобрели, как и принято в нашей стране, достаточно простые способы «самообороны». Самый популярный в те годы — спустить шину. «Капканы» некоторых конструкций (например, такие, что на иллюстрации) складывались, возвращая свободу автомобилю. Оставалось только снова накачать колесо. Еще один способ: водители заблаговременно покупали собственные блокираторы и, припарковавшись, самостоятельно устанавливали их на колесо. Таким способом они создавали для контролеров видимость, что за свое нарушение они уже подверглись «наказанию». На второе колесо еще один, «официальный», блокиратор уже не устанавливали.
Плюсы и минусы блокираторов
Механизм использования блокираторов довольно прост: на одно из колес автомобиля надевается специальная металлическая конструкция, защелкивающаяся на замок и не позволяющая колесу провернуться. Наиболее распространенные формы приспособлений — «краб» и дуга. Правозащитники и юристы, опрошенные BFM.ru, отметили, что в настоящее время водитель вправе обратиться в суд, если на его машину установят подобное устройство и, скорее всего, решение будет принято в его пользу.
Однако заместитель председателя Коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Владислав Капканов отмечает, что если уж и вести речь о том, что установка блокираторов ограничивает право на передвижение одного человека, то можно говорить, что неправильная парковка ограничивает или нарушает права неограниченного круга лиц. «Здесь важно соблюдение разумного баланса частного и публичного интереса. На мой взгляд, публичный интерес в подобных ситуациях, несомненно, перевешивает. Поэтому, введение данной меры представляется вполне возможным и целесообразным», — пояснил BFM.ru юрист.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин в беседе с BFM.ru, напротив, подверг идею возвращения блокираторов резкой критике, назвав ее нелогичной. «Город необходимо освобождать от неправильно припаркованных машин, а не «прикалывать» их к дороге, пока хозяин не придет. И нарушение прав гражданина в данном случае — не самое важное. Просто неправильно припаркованную машину необходимо эвакуировать, чтобы они никому не мешала, а не оставлять ее на проезжей части заблокированной».
Впрочем, некоторые эксперты считают, что использование блокираторов может действительно принести пользу городу, однако случаи использования этих устройств необходимо четко прописать в законе. К примеру, такая мера может использоваться на платных парковках в центре города, не оборудованных шлагбаумом. Ведь если водитель не заплатил за стоянку, его автомобиль можно «заблокировать», и это никак не повлияет на транспортный поток. Но, в случае, если машина припаркована с нарушениями и мешает проезду, нужно, как и сейчас, задействовать эвакуаторы.
Другой вопрос, что в настоящее время в крупных российских городах в центре припарковаться не так-то просто. И уж совсем проблематично это сделать в Москве — мест попросту не хватает. По мнению Вячеслава Субботина, прежде чем обсуждать тему блокираторов, необходимо решить проблему парковочных мест.
Европе «крабы» помогли
В крупных европейских города за неправильную парковку можно поплатиться довольно крупным штрафом — там уже давно и успешно борются с теми, кто бросает свои автомобили где попало. При этом в ряде стран блокираторы используются как основной способ борьбы с нарушителями.
Наиболее крупные штрафы за неправильную парковку на сегодняшний день установлены в Испании и Норвегии — они могут доходить до 90 евро. В Чехии такое нарушение может обойтись примерно в 60 евро, в Голландии минимальный размер штрафа — 50 евро, в Хорватии и Швеции — не менее 40 евро. Причем в Голландии, например, за установку и снятие блокиратора колес выписывается отдельный счет, который нередко превышает сумму самого штрафа.
Сурово наказывается неправильная парковка и в Лондоне — там нарушителям выписывается штраф в размере примерно 30 фунтов. Но если дело дойдет до судебного разбирательства, то дело может дойти до тысячи фунтов для легковых автомобилей.