16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.63 / ₽ 7514
  • RTS792.51
16 марта 2012, 17:38 ОбществоПолитика
Актуальная тема: Белорусский тупик

Александр Лукашенко может пойти на жертву

Лента новостей

Послы из ЕС могут вернуться в Минск, несмотря на то, что требования по правам человека не выполнены. С Брюсселем у Александра Лукашенко достигнуты договоренности: освобождение политзаключенных в обмен на защиту «кошельков»

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

ЕС не исключает возвращения в Минск европейских послов в течение недели — до начала саммита глав МИД стран Евросоюза, который состоится 22–23 марта. Об этом сообщили сразу несколько белорусских информационных агентств со ссылкой на AFP. Источники в дипломатических кругах Европы указывают, что возвращение рекомендовала Кэтрин Эштон, верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Европейского союза.

Возвращение послов может означать конец дипломатической войны между Европой и Белоруссией. Она разгорелась в конце февраля после того, как в Брюсселе решили запретить въезд в страны Евросоюза 21 белорусскому чиновнику — двум милицейским чинам и 19 судьям — по причине давления на оппозицию и вынесения «политически мотивированных» приговоров. Расширение «черного списка» обусловлено недовольством Брюсселя тем, что в стране установлена диктатура, а также нарушаются права человека. ЕС неоднократно призывал власти Белоруссии освободить политзаключенных и ввести мораторий на смертную казнь. «Политзаключенные в центре Европы — это позор», — заявил на этой неделе еврокомиссар по развитию Андрис Пиебалгс.

В черном списке белорусских высокопоставленных чиновников уже находится более 220 человек, включая президента страны Александра Лукашенко и двоих его сыновей. Им запрещен въезд в Европу, счета в европейских банках должны быть заблокированы при обнаружении.

После расширения списка официальный Минск пообещал запретить въезд в Белоруссию тем, с чьей подачи были введены ограничения по отношению к белорусским чиновникам. Главе представительства ЕС в Белоруссии Майре Море и послу Польши в Белоруссии Лешеку Шерепке было предложено отправиться на родину для консультаций. Постоянный представитель Белоруссии при Евросоюзе и белорусский посол в Польше были отозваны в Минск. В это же время страны ЕС решили отозвать своих послов из Минска.

С февраля ситуация с соблюдением прав человека только ухудшилась. Информация о том, что европейские послы могут вернуться в Минск, появилась параллельно с запретом на выезд из Белоруссии правозащитников и независимых журналистов.

Андрей Бондаренко, глава правозащитной организации «Платформа», в ночь на 15 марта в пункте таможенного контроля Брест-Центральный был снят с поезда Минск–Варшава. В тот же день шеф-редактора белорусской оппозиционной газеты «Наша нива» Андрея Дынько сняли с поезда Минск–Вильнюс. Также не смогли выехать из страны журналист БЕЛСАТа Михась Янчук и правозащитник Валентин Стефанович.

В числе «невыездных» оказалась и руководитель Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина. Вчера, 15 марта, в аэропорту Минска ей было запрещено вылететь в Варшаву, рассказала она BFM.ru по дороге в районный отдел гражданства и миграции, где рассчитывала получить объяснения по поводу запрета на выезд.

«Вчера, в День Конституции, я получила этот штамп в паспорт на визовую страницу. На нем написано «в выезде адмоулена» [отказано]. Я узнала о запрете только в аэропорту. На вопрос, на каком основании и кто принял решение о невыезде из страны людей, включенных в список, ответа пока никто не дает», — рассказала она BFM.ru.

По ее словам, к настоящему времени в Белоруссии 10 человек так же точно, как и она, обнаружили, что они «невыездные». Первым стал лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, который 7 марта не смог уехать в Вильнюс.

«В стране есть список из 108 человек, это оппозиционеры, на них распространяется ограничение на выезд из страны. Павел Родионов, [начальник управления по надзору за соблюдением законодательства и законности правовых актов Генпрокуратуры Белоруссии] это подтвердил», — рассказала Жанна Литвина.

Белорусские правозащитники фиксируют усугубление проблем, связанных с правами человека. «Точка отсчета, когда мы с этими проблемами начали сталкиваться, — 19 декабря 2010 года, день проведения последних президентских выборов. После этого первая волна давления коснулась политической оппозиции, вторая — правозащитных организаций. Следующая волна связана с работой независимых журналистов», — рассказывает Литвина.

Кроме того, на этой неделе президент Александр Лукашенко отказал в помиловании приговоренным к смертной казни за совершение теракта в минском метро Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву. Это тоже вызвало неоднозначную реакцию в Европе. Посол Германии в Белоруссии Маркус Ленинг накануне настоятельно призывал Лукашенко не приводить смертный приговор в исполнение. К нему присоединились и председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Жан-Клод Миньон, докладчик ПАСЕ по Белоруссии Андрес Херкель и представитель комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека Марилуиза Бек. Призвал президента Белоруссии не казнить двух граждан страны и председатель парламентской ассамблеи ОБСЕ Петрос Эфтимиу.

В связи с этим у правозащитников сейчас вызывает недоумение призыв из Брюсселя к дипломатам вернуться в Минск — несмотря на то, что Белоруссия так и не выполнила выдвигаемые к ней требования.

Ни Белоруссия, ни ЕС не желают обострять конфликт, рассказал BFM.ru белорусский политолог Александр Класковский. «Одна из версий такова, что может быть достигнуто соглашение по выходу из ситуации. Не исключено, что на свободу будут выпущены хотя бы некоторые политзаключенные».

Взамен, не исключает политолог, Европа откажется от расширения списка невъездных граждан Белоруссии и включения в него белорусских бизнесменов, так называемых кошельков Лукашенко, говорит Класковский.

Принять такую резолюцию Европарламент планировал вчера, но неожиданно отложил этот вопрос на 23 марта, обращает внимание Класковский. «Разыгрывается комбинация: с одной стороны, делается ставка на то, что в ЕС те же Литва и Латвия очень завязаны на перевалку белорусских грузов. Они большие деньги от этого получают и особенно заинтересованы в том, чтобы быстрее погасить конфликт. С другой стороны, похоже, что «дозревают» белорусские власти до выпуска некоторых политзаключенных», — считает Класковский.

Белорусский политолог Александр Федута, который в 1994 году был в предвыборном штабе Лукашенко, а в 2010 году — его соперника Владимира Некляева и в том же году был арестован, не видит никаких доказательств достижения договоренностей.

«Послов вызвали МИДы своих стран, чтобы провести консультации. Консультации прошли. Позиция ЕС выработана. Послы могут вернуться на рабочие места», — пояснил он BFM.ru. — Брюссель вряд ли снимет визовые санкции с части белорусских чиновников. Если в ходе переговоров достигнут успех и ЕС добился выпуска 16 политзаключенных, то это не подводные течения, а нормальный ход дипломатической работы».

Минск не делает прогнозов. Накануне официальный представитель МИД Белоруссии Мария Ваньшина заявила, что вопрос о возвращении послов белорусские власти планируют рассматривать после 23 марта. «Рассуждая трезво, о каком возвращении европейских послов сегодня может идти речь, если сам Евросоюз не устает угрожать нам введением новых санкций 23 марта? Давайте сначала дождемся этой даты, а уж потом будем определяться, в том числе относительно возвращения», — заявила она журналистам.

Добавим, что Россия уже выразила готовность поддержать Белоруссию в случае, если ЕС ужесточит санкции. Москва окажет всестороннюю поддержку Минску, пообещал 15 марта вице-премьер Дмитрий Рогозин.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию