Круговое депо на Ленинградском вокзале подводят под снос
Лента новостей
Здание Кругового паровозного депо, которое было построено в 1851 году по проекту архитекторов Константина Тона и Рудольфа Желязевича, относится к объектам культурного наследия. Теперь оно мешает прокладке нового железнодорожного пути
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) ведет переговоры с Москомнаследием об исключении Кругового депо Николаевской железной дороги из реестра объектов культурного наследия. Об этом в своем блоге написал глава РЖД Владимир Якунин.
По словам Якунина, здание депо по факту не является объектом культурного наследия. «Во-первых, контур здания был демонтирован еще в 60-е годы прошлого века, оно было надстроено третьим этажом без проекта и учета архитектуры строительства, — пишет в своем блоге глава РЖД. — Внутренние помещения также неоднократно перепланировались. Ликвидированные конструктивные элементы привели к утрате архитектурного зодчества. Во-вторых, фасад со стороны Ленинградского вокзала укреплен подпорной стенкой из силикатного кирпича».
Якунин назвал здание «новоделом» и сообщил, что сохранить его в первозданном облике невозможно: из-за повреждения поясного кольца стены здания будут дальше разрушаться, что влечет угрозу безопасности жизни и здоровья граждан и безопасности движения поездов. Он также отметил, что «здание решено снести» в связи с реализацией инвестиционного проекта строительства 4-го главного пути на участке Москва-Крюково, но просто так ликвидировать памятник нельзя — требуется разрешение Москонаследия.
Здание Кругового паровозного депо относится к выявленным объектам культурного наследия. Оно входит в ансамбль зданий Ленинградского вокзала. Депо было построено в 1851 году по проекту архитекторов Константина Тона (автора проекта Ленинградского вокзала) и Рудольфа Желязевича. Оно представляло собой круглое здание с 20 отсеками для стоянки и ремонта паровозов. В средней части под куполом размещался круг для поворота паровозов и направления их в соответствующий отсек — «стойло». Проект был типовой: вдоль железной дороги от Москвы до Петербурга располагалось около 10 подобных сооружений. По данным движения «Архнадзор», три из них снесены, два заброшены и разрушаются, остальные — перестроены.
Здание депо действительно подвергалось перестройкам. Полностью утрачен металлический купол, под сводами отсеков установлены междуэтажные перекрытия, надстроен третий этаж. Въезды во двор были застроены, арочные проемы заложены, а по периметру здание обросло пристройками. В настоящее время бывшее депо используется под торгово-складские цели.
«Единственный, кто может оценить сохранность и ценность объекта наследия, это аккредитованный государством историко-культурный эксперт, — сообщил BFM.ru координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин. — По Круговому депо таким является доктор искусствоведения Андрей Баталов, который подал в Москомнаследие историко-культурное экспертное заключение. Оно положительное, то есть содержит ясные и категорические выводы о том, что памятник существует, сохранился, представляет ценность и должен стать региональным. Таким образом, слова о разобранном контуре выглядят просто как дезинформация, не говоря уже о том, что они не имеют смысла. Кроме того, надстройка этажа не может уценить памятник».
Градозащитники предлагают открыть железнодорожный музей
В 2007 году стало известно, что планируется строительство дополнительного главного пути Октябрьской железной дороги на участке Москва–Крюково–Алабушево. По проекту, железнодорожное полотно должно пройти на месте части здания Кругового депо. ФГУ «Главгосэкспертиза» этот проект согласовала — как позднее выяснилось, не зная о том, что предназначенное к сносу здание на месте строительства является объектом культурного наследия (это объяснение содержал в себе ответ «Главгосэкспертизы» на запрос «Архнадзора»).
Обсуждались различные компромиссные варианты: например, передвинуть здание или снести только одну его часть, а вторую сделать музеем — она могла бы демонстрировать вид Кругового депо в разрезе. Однако такие компромиссы градозащитников не устроили.
В июле и в октябре этого года координационный совет «Архнадзора» обращался с открытыми письмами к премьер-министру России Владимиру Путину с просьбой предотвратить уничтожение объекта.
Координаторы движения предлагали переместить музей железнодорожного транспорта из гораздо меньшего помещения в здание Кругового депо . По их словам, «Общество любителей железных дорог России» давно придумало такой выход из положения. Градозащитники привели в пример здания круговых депо в других странах. Например, в Балтиморе (США) в здании депо действует «Железнодорожный музей Балтимор-Огайо», в котором экспонируются старинные паровозы и вагоны. В другом американском городе — Саванне в штате Джорджия — в здании кругового депо находится Государственный музей истории железных дорог. В Будапеште (Венгрия) в подобном здании размещен Музей венгерских железных дорог.