16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.99 / ₽ 7370
  • RTS871.33
23 марта 2009, 11:52

От сладкого никто не отказывается

Лента новостей

В недавнем отчете Росстат говорится о том, что Российское производство кондитерских изделий за январь и февраль текущего года сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,1% — до 393 тысяч тонн

Производство кондитерских изделий. Фото: Roman Pinzon-Soto/flickr.com
Производство кондитерских изделий. Фото: Roman Pinzon-Soto/flickr.com

В недавнем отчете Федеральной службы государственной статистики (Росстат) говорится о том, что Российское производство кондитерских изделий за январь и февраль текущего года сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,1% — до 393 тысяч тонн.

По оценке УК «Финам Менеджмент», годовой объем российского рынка кондитерских изделий измеряется примерно 12 млрд долларов. «За последние несколько лет темпы роста заметно снизились и составляют в среднем около 12% годовых в денежном выражении. Вместе с тем, наиболее динамичным и высокодоходным остается сектор шоколадных изделий, темпы роста которого — 20% в год», — рассказал BFM.ru аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Как объяснил исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности Виталий Тарасов, снижение производства на 8–10% в первые два месяца года можно считать нормой, поскольку оно является сезонным. «Однако нужно учитывать, что на отрасли сказался кризис, и сами по себе цифры могут не отражать реальность».

С ним соглашается генеральный директор кондитерского дома «Шандени» Янис Куликовский: «Проблема в том, что те явления, которые мы наблюдаем сегодня, гораздо более масштабные, так как они обусловлены мировой финансовой нестабильностью. Большинство компаний не смогут приблизиться к тем показателям, которых достигли в предыдущие годы».

Что касается кондитерского дома «Шандени», то компания снизила объемы производства на 7%. В целом же по рынку, по мнению его участников, оборот продукции по сравнению с январем-февралем прошлого года уменьшился на 15-20%.

Председатель совета директоров производственно-торгового холдинга «Конфаэль» Ирина Эльдарханова добавляет, что многие производители, в том числе и продукции эконом класса останавливают свои линии. «Уже в ноябре 2008 года фабрики, которые раньше в это время работали в усиленном режиме, стали работать меньше, например, сократили рабочую неделю или рабочий день. Эта ситуация вообще нетипична для нашей отрасли. Таких прецедентов не было даже в 1998 году».

Сотрудник одной из кондитерских фирм, пожелавший остаться неназванным, рассказал BFM.ru, что из-за снижения продаж фабрика «Рот Фронт» в ноябре прошлого года отпустила всех сезонных рабочих. А большую часть декабря она ничего не производила и пыталась распродать уже готовую продукцию.

«Подогревают» ситуацию на рынке и цены на сырье, в частности на какао-бобы. По итогам прошлого года их стоимость выросла на 76%, что во многом было связано с ростом напряженности в республике Кот д'Ивуар, которая является основным мировым поставщиком. На конец декабря 2008 года, по данным УК «Финам Менеджмент», цена достигала 2675 долларов за тонну. В итоге, в 2008 году средняя цена шоколада в России, по данным Росстата, выросла на 23% до 316 рублей за килограмм. И это при том, что в предыдущем году этот показатель равнялся всего 12,7%.

Кроме того, на рост цен может повлиять на днях опубликованный ежеквартальный прогноз Международной организации по какао (ICCO). В нем говорится, что дефицит какао на мировом рынке в нынешнем сезоне (2008–2009) возрастет по сравнению с предыдущим более чем в два раза. По предварительным оценкам, он составит 193 тысяч тонн против 88 тысяч тонн в прошлом сезоне.

Как считают эксперты и игроки рынка, сокращение мировых запасов какао, безусловно, повлияет на ситуацию в российской кондитерской отрасли. «Какао — биржевой продукт, поэтому участники рынка привыкли к колебаниям его цены. Однако сейчас ситуация принципиально иная. Такой рост цен, с которым мы уже столкнулись, и с которым нам столкнуться еще предстоит, — явление новое. Неурожай, забастовки фермеров и девальвация рубля вызывают значительное повышение стоимости какао на рынке, — сетует Янис Куликовский. — Производители шоколадной продукции будут вынуждены принимать меры для того, чтобы сдержать рост цен на конечную продукцию: сокращать издержки, повышать рентабельность, переходить на новое сырье или полностью исключать какао-продукты при производстве шоколадных конфет».

Нынешняя динамика цен вполне однозначна — они растут. Но надо учитывать, что для каждой компании показатель роста зависит от ее стратегии, доли на рынке и наличия продукции в различных сегментах. Поэтому показатели сильно рознятся — от 5% до 50% за два месяца. Впрочем, есть и другие примеры: компания «Конфаэль» прайс-лист не меняла, объясняя это тем, что основной потребитель ее продукции — корпоративный. Кроме того, компания в рамках антикризисной программы ввела демократичные коллекции. По словам Ирины Эльдархановой, по цене эти сладости сравнимы коллекциями трехлетней давности. Но тем не менее, средний чек в магазинах компании все же уменьшился примерно на 15%.

В дальнейшем участники рынка ожидают серьезного уменьшения интереса покупателей к кондитерской продукции. По мнению Яниса Куликовского, по сравнению с прошлым годом спрос снизится приблизительно на 25-30% в натуральном выражении. Максим Клягин добавляет, что в 2009 году это приведет к существенному замедлению темпов роста рынка. «Более того, при наиболее неблагоприятных сценариях мы не исключаем сокращения объемов рынка в натуральном выражении». С ним соглашается и Ирина Эльдарханова, которая также говорит о том, что снижение производства может дойти до 20%, однако с учетом повышения цен оно все-таки повысится, но только в стоимостном выражении.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию