16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.75 / ₽ 7346
  • RTS877.34
11 июля 2011, 21:27 Право

Пятерых экстремистов навсегда изолировали от общества

Лента новостей

Завершился процесс над участниками националистической организации, на счету которых 27 убийств, покушения, ограбление и подготовка подрыва электростанции. Пятеро преступников осуждены пожизненно, еще восемь получили различные сроки

Главаря праворадикальной группировки Льва Молоткова суд приговорил к пожизненному сроку. Фото: РИА Новости
Главаря праворадикальной группировки Льва Молоткова суд приговорил к пожизненному сроку. Фото: РИА Новости

Московский окружной военный суд (МОВС) сегодня, 11 июля, вынес приговор 13-ти участникам праворадикальной группировки «Национал-социалистическое общество» (НСО «Север»). На счету участников этого экстремистского сообщества 27 убийств гастарбайтеров и граждан «неславянской» внешности, а также ряд покушений, ограбление почтового отделения и подготовка подрыва гидроаккумулирующей электростанции в Подмосковье. Пять подсудимых, в том числе лидер НСО «Север» Лев Молотков, осуждены пожизненно.

Перед оглашением приговора в суде были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Уже на подходе к зданию у посетителей Мосгорсуда проверяли сумки. Рядом установили железные заграждения. Впрочем, последние не понадобились — акций в поддержку подсудимых не наблюдалось. Для «подстраховки» здание суда обследовали кинологи. Для этого задействовали шесть собак, обученных искать взрывчатку.

Внимание к своей персоне часть подсудимых восприняла с агрессией, часть — с неприкрытым восторгом. «Сдохла Бабурова, [журналистка «Новой газеты», застрелена националистами зимой 2009 года] сдохните и вы!» — кричали одни. «Вот она — слава...», — выдавали другие. Кто-то пытался скрыть лицо, кто-то, напротив, позировал перед камерами.

К рассмотрению дела, которое насчитывает более сотни томов, суд приступил летом прошлого года. Поскольку в старинном особняке на Арбате, где расположен МОВС, нет больших залов, слушания перенесли в Мосгорсуд. Там практически сразу разбирательство объявили закрытым — в целях обеспечения безопасности участников процесса.

Перед судом предстали: 29-летний Лев Молотков, руководитель НСО «Север», работавший системным администратором в одной из коммерческих фирм, Василиса Ковалева, учившаяся на 4-м курсе журфака МГУ, сотрудница благотворительного фонда «Город без наркотиков», безработные Владислав Тамамшев и Константин Никифоренко, кровельщик Дмитрий Чечкин, продавец-консультант Виктор Апполонов, студенты столичных колледжей Николай Михайлов и Леонид Рудик, курьер Сергей Свиридов, сверловщик Виктор Вахромов, заводской рабочий Евгений Чалков и десятиклассник Сергей Голубев. Еще один фигурант — Сергей Юров, оказался беглым военнослужащим, в связи с чем дело и слушалось военным судом. Подсудимым было предъявлено обвинение по целому ряду статей УК. В их числе: «организация и участие в экстремистском сообществе», «возбуждение национальной ненависти и вражды», «убийство двух и более лиц», «подготовка теракта» и другие.

«Акции по очищению России»

1 февраля 2010 года Верховный суд РФ признал НСО экстремистской организацией и запретил ее деятельность. Однако до этого националистическая организация действовала на протяжении шести лет.

Как следовало из приговора суда, одно из крупнейших в России объединений националистов «Национал-социалистическое общество» было создано в январе 2004 года помощником одного из депутатов Госдумы Дмитрием Румянцевым. Позже в столице оно разделилось на три ячейки — НСО «Запад», НСО «Юго-Восток» и НСО «Север». Объединение также имело около двух десятков региональных отделений и зарубежные представительства. В 2008 году в движении произошел раскол: место Румянцева занял Максим Базылев по кличке Адольф (после ареста он вскрыл себе вены в ИВС на Петровке, — BFM.ru). Базылев считал, что движение должно перейти к более радикальным мерам. Он и его единомышленники приступили к реализации «акций по очищению России от инородцев».

Схема действий неонацистов была проста. Списавшись по Интернету, они с наступлением темноты отправлялись охотиться на «нерусских». Их жертвами становились случайные прохожие с соответствующей внешностью. Используя молоток, металлическую арматуру, бейсбольную биту и ножи они сбивали их с ног и забивали насмерть.

По версии следствия, именно Базылев в 2007 вовлек в деятельность объединения жителя Сергиева Посада Льва Молоткова, который возглавил НСО «Север». Суд установил, что именно под его руководством 13 подсудимых по несколько раз в месяц совершали свои кровавые вылазки в различных районах Москвы и Подмосковья.

Первое нападение Молотков совершил совместно с Сергеем Свиридовым в апреле 1997 года в городе Пушкино. Тогда в их поле зрения попал сотрудник ФСИН, уроженец Дагестана Срывалин, который возвращался домой. Лидер НСО «Север» ударил жертву несколько раз молотком по голове, а Свиридов принялся добивать человека ботинками с металлическими накладками. Срывалину удалось выжить. Однако многие из подвергшихся нападению умирали на месте от полученных травм. Молотков не скрывал: его возмущали кавказцы, которые «вели себя в Москве как хозяева».

Ряд нападений Лев Молотков совершил с Василием Кривцом и Дмитрием Уфимцевым, которые в октябре 2010 года были осуждены Мосгорсудом. Первый получил пожизненное лишение свободы, второй — 22 года колонии.

«Предателей» не жалели

С «предателями» радикалы жестоко расправлялись. Так, летом 2007 года в городе Павловск Нижегородской области они зарезали своего соратника Барановского, которого заподозрили в сотрудничестве с правоохранительными органами. А в июле 2008 года в Сергиевом Посаде они зверски убили другого экс-единомышленника — Николая Мельника, которого посчитали «стукачом». Согласно показаниям Владислава Тамамшева, в экзекуции, которая закончилась удушением, принимали участие Константин Никифоренко и Сергей Юров. Видео со сценой этого зверского убийства и последующего расчленения трупа было размещено в Интернете. Молотков, как утверждал обвиняемый, в момент расправы был на пробежке и пришел, когда все уже было кончено. «Мы ему объяснили, за что убили Мельника, Молотков нас понял и возражать не стал», — рассказывал сыщикам Тамамшев.

После этого случая следователи активизировали розыск нацистов. В итоге, в 2008–2009 годах большинство из них оказались за решеткой.

В ходе обыска в съемном доме в подмосковном поселке Подъячево, где Молотков и его ближайшие сподвижники снимали дом, были обнаружены компоненты взрывных устройств. На допросах задержанные признались, что они предназначались для подрыва Загорской ГАЭС (гидроаккумулирующей электростанции). Эту акцию планировал Максим Базылев.

В результате расследования была установлена причастность Тамамшева, Юрова и Никифоренко к налету на почтовое отделение в городе Александров в апреле 2008 года. Тогда вооруженные охотничьим обрезом, газовым пистолетом и ножом радикалы похитили из кассы деньги — 31 тысячу рублей.

«Спонтанные» убийства

В ходе судебного процесса большинство подсудимых отказалось от признательных показаний, заявив, что дали их на следствии в результате угроз и избиений. Кто-то признал вину частично. Так, Лев Молотков, согласившись с большей частью обвинения, отверг участие в экстремистском сообществе и совершение нападений в составе организованной группы. Адвокаты же пытались убедить суд в том, что подсудимые совершали нападения спонтанно. «Большинство из них не имело отношения к НСО, они познакомились только в суде», —заявила BFM.ru адвокат Константина Никифоренко Мария Малаховская. В свою очередь, Сергей Сташевский, защищавший единственную женщину-подсудимую, уверял, что его подзащитная угодила в компанию националистов случайно. «Конечно, она симпатизировала им и даже писала курсовую по «скинам», — обяснил адвокат. — Но убить кого-то у нее была «кишка тонка».

Из огромного числа потерпевших в суд пришли лишь немногие. По странному стечению обстоятельств, это были родители русских, которых «скинхеды» в темноте приняли за приезжих. Они требовали для подсудимых самого сурового наказания — пожизненного лишения свободы. «В противном случае они могут попасть под амнистию и выйти на свободу», — поделилась с BFM.ru своими опасениями Наталья Иванова (фамилия по просьбе потерпевшей изменена, — BFM.ru), сын которой, 21-летний Константин, подвергся нападению националистов на Ярославском шоссе, когда собирался ехать домой после курсов английского языка. Получив 8 ударов ножом, он сумел добраться до поста ДПС, однако скончался в больнице от потери крови. С Натальей Ивановой был солидарен и 60-летний Александр Колодкин, также потерявший своего 27-летнего сына. «Я не увидел на лицах подсудимых раскаяния, и если бы в России действовала смертная казнь, то половины этих людей не было бы на скамье подсудимых — они бы просто побоялись творить то, что творили. А главное — убитых было бы гораздо меньше», — считает Колодкин.

Оглашение приговора длилось практически весь день и завершилось только около восьми часов вечера. Самое суровое из ныне существующих наказаний — пожизненное заключение — получили пять осужденных: Молотков, Тамамшев, Апполонов, Михайлов и Рудик. Наименьшим сроком — восемь лет лишения свободы условно — отделался Свиридов. В отличие от других подсудимых, он полностью признал вину и пошел на сотрудничество со следствием. Остальные были осуждены на сроки от 10 до 23 лет лишения свободы. Причем 19 лет в колонии общего режима суд назначил Василисе Ковалевой. «Наша совесть над законом», — отреагировали на решение судей осужденные и разразились в их адрес бранью.

Покидая зал суда, защитники заявили о намерении обжаловать приговор. В отличие от прокурора — его вердикт суда «удовлетворил».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию