«Даже ребенок понимал, что это что-то страшное»
Лента новостей
70 лет назад началась Великая Отечественная война. В России сегодня День памяти и скорби. О первом дне войны в своей жизни Business FM рассказали экономисты, политики, деятели культуры
Сегодня исполняется 70 лет с начала Великой Отечественной Войны. В России сегодня День памяти и скорби. О первом дне войны в своей жизни Business FM рассказали экономисты, политики, деятели культуры
О начале войны экс-министр экономики, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин узнал, услышав объявление по радио:
«Это было утром, выступление Молотова, в 12 часов, по-моему. Эти дни я встретил в родной Одессе. Были теплые, солнечные, летние дни, но как-то случилось так, что сразу от родителей дошло мне, они довели до моего понимания, что больше прежней жизни не будет. У меня сначала такое мальчишеское было чувство, ну, вот, война, наконец-то мы победим. Кого, чего? Но это быстро прошло. А потом несколько дней я помню, произошла некая консолидация родственников, и люди, которые раньше как-то редко очень встречались, теперь стали ходить вместе и все. Потом, в общем, не очень долго спустя, мы уехали из Одессы, у отца было поручение по линии железной дороги, где он работал, и он с этим поручением, схватил нас, и уехал, слава богу. После этого очень скоро сообщение сухопутное с Одессой было прервано. Мама с папой рядом, они же прикроют, родственники, родное правительство, Красная армия, которая победит кого хочешь, вот только перейдет на чужую территорию. Поэтому страха не было, страх наступил позже, когда мы ехали в поезде, и начались налеты».
Своими воспоминаниями о первом дне войны делится директор института неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль:
«Это было солнечное утро, мне было 8 лет. Я был в Кубинке в военном городке. И утром разнеслась весть о том, что началась война. Ну, даже ребенок маленький понимал, что это что-то страшное. Но, никогда даже не представлял, что увидит такое страшное. В то раннее утро я этого всего не мог себе представить. Взрослые реагировали чуть по-другому, чем дети. Я паники не видел, но огромная встревоженность была».
Своими воспоминаниями о первом дне войны делится художник Виктор Чижиков:
«Мы жили на Арбатской площади и при бомбежках бежали в Арбатское метро. Первую бомбежку я запомнил тем, что мы с матерью прибежали в метро, там люди стелили одеяло прямо на шпалы. Мама достала миску с клубникой, положила книжку «Волшебник Изумрудного города» и читала мне вслух. Трагизма я не чувствовал, мне было лет шесть, хотя тревога всеобщая, конечно, передавалась и нам детям. А вскоре мы были отправлены в эвакуацию».
Журналист Генрих Боровик в первый день войны находился в пионерском лагере:
«Я был в это время в пионерском лагере в Крыму. Утром начали проникать слухи, что началась война. Какая война, с кем, кто начал ее, мы еще не знали, но были полны боевого духа. И нас собрали в зале, где должен был идти фильм, вышел наш пионервожатый, я до сих пор помню его имя, его звали Саша, наверное, было ему лет 19-20, довольно тревожно сказал, что сегодня напали на нас германские фашисты, на всех фронтах их атаки отбиты, но в районе Белоруссии, в районе Бреста они еще держатся. То есть все наоборот он сказал, думаю, не потому, что хотел нас обмануть. Мы все начали кричать: «Ура! Наши победят! Вперед!» Стыдно сказать сейчас, но нам эта боевая обстановка понравилась, и вдруг, я услышал сзади себя плач. А это были три или четыре испанских девочки, и два мальчика испанца, которые были эвакуированы из Испании. Я понял, что мы зря кричим так бодро, потому что они уже знали, что такое война. А на другой день мы увидели нашего Сашу, который шел с рюкзаком. Он сказал, что он идет в военкомат, он хочет добровольцем пойти на фронт».
Business FM