16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.98 / ₽ 7369
  • RTS875.70
15 июня 2011, 18:56

От России до Аргентины: дело о взятках в Siemens

Лента новостей

Прокуратура в Мюнхене, несколько лет подряд распутывающая сложную цепочку «черных касс» Siemens, предъявила обвинение бывшему топ-менеджеру немецкого концерна, курировавшему южноамериканское направление

О существовании у Siemens «черных касс», созданных для подкупа нужных людей за рубежом, заговорили в 2006 году. Фото: AP
О существовании у Siemens «черных касс», созданных для подкупа нужных людей за рубежом, заговорили в 2006 году. Фото: AP

Предполагается, что Уриэль Шареф причастен к даче взяток представителям политической элиты в Аргентине. Немецкие комментаторы считают, что эпизод с Шарефом станет финалом расследования крупнейшего в немецкой корпоративной истории коррупционного дела. Следствие по делу о «черных кассах» Siemens тянется c 2006 года.

Имя еще одного бывшего топ-менеджера Siemens, попавшего в поле зрения прокуратуры в Мюнхене, было объявлено не сразу. Выяснилось, что обвинение в коррупции предъявлено 66-летнему Уриэлю Шарефу, который контролировал дела Siemens в Южной Америке, а затем был консультантом концерна. Сотрудничество Шарефа с концерном закончилось в 2008 году.

По версии немецкой прокуратуры, неблаговидное поведение Шарефа связано с программой введения новых, более защищенных, паспортов, которое в конце 1990 годов реализовали тогдашние власти Аргентины под руководством президента Карлоса Менема. Siemens был очень заинтересован в участии в проекте стоимостью в 1 миллиард долларов. Прокуратура утверждает, что за содействие в получении контракта некие представители политической элиты в Аргентине потребовали 40 млн долларов и получили согласие от немецкого технологического гиганта. После смены правительства в Аргентине в мае 2001 года сделка сорвалась, однако вплоть до 2003 года Siemens платил за посредничество влиятельным аргентинцам.

Сведения о суммах, которые утекли в карманы коррумпированных политиков, сильно разнятся. По одним данным, около 100 человек получили взяток на сумму более 9 млн долларов. По другим сведениям, за посредничество аргентинские политики получили как минимум 27 млн. Süddeutsche Zeitung утверждает, что в этой афере замешаны более 110 человек, а потраченные на взятки суммы оценивает в 50 млн долларов. По версии немецкой прокуратуры, Уриэль Шареф не только знал об этих тратах, но и лично участвовал в передаче посреднику 4,7 млн долларов.

Уриэль Шареф. Фото: diariocorreo.pe

Комментаторы в Германии называют предъявление обвинений бывшему топ-менеджеру Siemens финалом затянувшейся коррупционной истории. Ее расследование началось в 2006 году: тогда впервые заговорили о «черных кассах» Siemens, созданных для подкупа нужных людей за рубежом. По самым приблизительным подсчетам, на взятки было потрачено 1,3 млрд евро. Официально эти суммы проходили как плата за развитие проектов и консультационные услуги. Тайная финансовая система, пишет Süddeutsche Zeitung, начала формироваться еще в 1990 годах. О секретных счетах следователям стало известно после того, как несколько зарубежных банков попали под подозрение в отмывании денег. Есть в этой истории и «русский след». Во второй половине 2000 годов содействие российских чиновников обошлось Siemens, как минимум, в 9 млн евро.

Обвинения в адрес Уриэля Шарефа его бывшие работодатели никак не комментируют. В последние годы Siemens всеми силами пытается ликвидировать репутационный ущерб, нанесенный коррупционным скандалом. В России, к примеру, фирма Siemens выступила одним из инициаторов антикоррупционного соглашения — несколько десятков западных фирм договорились не давать взяток российским чиновникам.

В тот день, когда стало известно о деле Шарефа, на страницах Frankfurter Allgemeine Zeitung представители немецкого концерна рапортовали об успехах своей внутренней контрольной службы. С некоторых пор сотрудники на условиях анонимности могут сообщать о своих подозрениях по «Tell Us» — специальной «горячей линии». В год корпоративные юристы расследуют около 300 таких случаев. По словам главного юриста концерна Клауса Моосмайера, каждый десятый случай становится поводом для детального внутреннего расследования. Что следует далее, на прошлой неделе узнали три сотрудника Siemens, представлявшие фирму в Кувейте. Сейчас ими занимается прокуратура. «В компании, где работает полмиллиона человек, нарушения неизбежны, как немыслим без преступлений большой город, — пишет Süddeutsche Zeitung. — Но, как заверяет Siemens, системы взяток уже не существует».

Siemens, MAN, Linde — только в последние месяцы названия крупных компаний не раз упоминались в немецких СМИ в связи с коррупцией. Представители этих фирм утверждают, что речь идет о редких исключениях из общего правила. Тот факт, что слово «коррупция» часто встречается в немецких СМИ, аналитики считают это хорошим знаком. «Было бы подозрительно, если бы не поступало никаких сигналов, — говорит Клаус Моосмайер. — Это было бы сигналом того, что система контроля плохо работает». Чем больше случаев коррупции становится достоянием общественности, тем яснее, как с ней бороться. «Подразделения, обрабатывающие жалобы сотрудников, в компаниях последние четыре-пять лет расширяются активнее всего, — на условиях анонимности сообщил BFM.ru высокопоставленный финансист во Франкфурте-на-Майне. — Отделы по контролю за соблюдением законов существуют давно, но сейчас законы сильно ужесточились, и нарушения наносят фирме куда больший ущерб».

Так, Siemens скандал с «черными кассами» обошелся в 2,5 млрд евро. Эти деньги были потрачены на штрафы, а также услуги адвокатов и консультантов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию