Признание права собственности на земельный участок
Лента новостей
Суд установил, что строительство детского садика в федеральном или региональном законодательстве, как основание для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд отсутствует, поэтому Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый акт принят в нарушение действующего законодательства
Истец А. обратился в суд с иском к местной администрации с требованием о передаче ему в собственность земельного участка, прилегающего к дому, за плату. В обоснование своих требований он указал, что является собственником незавершенного строительством дома на основании разрешения на строительство N <...>.
Местная администрация отказала в предоставлении земельного участка в связи с тем, что он зарезервирован для муниципальных и государственных нужд под строительство детского садика и сослалась на наличие генерального плана развития города.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В п.1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд указано, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 названного Кодекса.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно в связи с иными, нежели перечисленные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, обстоятельствами. С учетом указанных положений при разрешении споров об изъятии земельных участков для размещения объектов, строительство которых предусмотрено генеральным планом развития города, рекомендуется исходить из того, что соответствующее изъятие возможно, если это предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Но при этом должно иметь место прямое указание на данные обстоятельства в федеральном законе — в отношении любых земель либо в законе субъекта РФ — в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Федерации или муниципальной собственности.
Суд установил, что строительство детского садика в федеральном или региональном законодательстве, как основание для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд отсутствует, поэтому Суд пришел к выводу о том, что оспариваемый акт принят в нарушение действующего законодательства.
Кроме того, правило п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации, на которое ссылается Администрация в качестве основания для отказа в предоставлении земли, на истца не распространяется и не препятствует предоставлению спорного земельного участка в собственность, поскольку относится лишь к случаям первичного предоставления земельных участков, а не переоформления ранее возникших прав.
Таким образом, Суд признал за Истцом право на приобретение в собственность земельного участка, прилегающего к его дому.