В деле «ореховских» коррупция осталась за кадром
Лента новостей
Начался судебный процесс над Сергеем Буториным — лидером одной из самых кровавых преступных группировок России
Мосгорсуд во вторник, 10 мая, приступил к рассмотрению уголовного дела Сергея Буторина — лидера одной из самых кровавых преступных группировок России, так называемой ореховской ОПГ. Экстрадированного из Испании «авторитета» обвиняют в 29 убийствах и трех покушениях на убийства. Несмотря на то, что уже более 20 членов банды получили сроки, и многие из них дали показания на Буторина, в суде он заявил о своей полной невиновности.
Сергея Буторина, известного в криминальных кругах под кличкой «Ося», а также представшего вместе с ним перед судом одного из активных участников банды Марата Полянского задержали 14 февраля 2001 года в курортном месте Касдельдефельс под Барселоной, когда они выходили из публичного дома. Оба были вооружены пистолетами-пулеметами и пытались оказать сопротивление. За незаконный оборот оружия испанский суд приговорил Буторина и Полянского к 8 годам и 8 месяцам лишения свободы.
По отбытии срока Полянский в 2009 году был выдан России. Буторин же попросил местные власти предоставить ему статус беженца. Это немного отсрочило его экстрадицию. Однако подозреваемый в причастности к десяткам убийств Буторин не смог внушить испанским властям доверия — в предоставлении политического убежища ему было отказано и в 2010 году его отправили в Россию.
Родом из 1990-х
По словам прокурора, одно из самых жестоких преступных сообществ возникло в начале 1990-х годов. Организатором «ореховской» ОПГ был Сергей Тимофеев по кличке «Сильвестр». «На ее базе стали формироваться банды, одной из которых была «медведковская», которую возглавили Григорий Гусятинский, Сергей Ананьев («Культик»), а также братья Олег («Генерал») и Андрей («Карлик») Пылевы», — сказал прокурор. По его словам, члены группировок совершили более 60 убийств и не менее десятка покушений. Целью деятельности банды было получение денег и имущества от коммерсантов. «Ореховские» контролировали бизнес почти всего юга столицы. Они «крышевали» автосервисы, кафе, рестораны и рынки, которые платили им дань. Ежегодный доход бандитов исчислялся сотнями миллионов долларов. Затем деньги вкладывались в легальный бизнес и поступали на счета в банках, по поддельным паспортам приобреталась недвижимость в Греции и Испании, где проходили встречи членов банды.
Как отметил гособвинитель, «ореховская» банда имела сложную разветвленную структуру. Одна из «бригад» специализировалась на убийствах, другая — при помощи связей в правоохранительных органах занималась сбором информации о предприятиях и организациях, вела прослушку телефонных разговоров.
Действовали бандиты решительно и безжалостно вплоть до 2001 года. Они устраняли тех, кто не желал с ними делиться, «авторитетов» и членов конкурировавших группировок, расправлялись и со своими бывшими товарищами, вышедшими из-под контроля руководства.
На вооружении бандитов находился целый арсенал: десятки пистолетов с глушителями, автоматы, пистолеты-пулеметы «Скорпион», гранатометы «Муха», взрывчатка. Для того, чтобы перечислить все, что изъяли у лидеров и простых участников ОПГ, у прокурора ушло не меньше 40 минут.
Руслан Мустафаев сообщил, что Сергей Буторин возглавил группировку в 1996 году. К тому времени Сергей Тимофеев, Григорий Гусятинский и Сергей Ананьев уже были убиты.
29 убийств
Буторину вменили не только руководство преступным сообществом и бандой, но также 29 убийств и 3 покушения на убийства. Они были совершены с апреля 1994 года по сентябрь 1999 года. Его телохранителю Полянскому инкриминировали участие в банде, совершение четырех убийств и одно покушение на убийство.
В числе наиболее резонансных эпизодов — убийства главы Фонда социальной защиты спортсменов Отари Квантришвили и «киллера № 1» Александра Солоника, а также его подруги, фотомодели Светланы Котовой.
Первый был застрелен 5 апреля 1994 года на автостоянке возле Пресненских бань в Столярном переулке. Убийца трижды попал в него из снайперской винтовки. Долгое время это преступление оставалось нераскрытым, пока в феврале 2006 года не был случайно задержан один из «бойцов» «ореховской» банды Алексей Шерстобитов по кличке «Леша Солдат». Он рассказал, что убийство Квантришвили заказал «Сильвестр». Оба они боролись за контроль над туапсинским НПЗ, и Тимофеев решил избавиться от конкурента. Имя жертвы Шерстобитову не называли. Цель обозначили просто: «Выйдут несколько кавказцев. Стрелять надо в самого крупного». Им и был Квантришвили. О том, кого он убил, Шерстобитов узнал из выпусков новостей. За совершение ряда убийств он получил 23 года колонии.
Что же касается Александра Солоника, киллера «курганской» ОПГ (он известен и по кличке «Саша Македонский», — BFM.ru), то он был найден задушенным в феврале 1997 года неподалеку от Афин. Его спутницу, 22-летнюю Светлану Котову, расчленили и закопали.
После того, как прокурор закончил читать обвинительное заключение, судья Сергей Подопригоров поинтересовался у подсудимых, признают ли они свою вину. «Не признаю в полном объеме», — таков был ответ Буторина. «Признаю полностью», — высказал диаметрально противоположную позицию Полянский. Оба пожелали дать показания на завершающем этапе разбирательства.
Поскольку никто из потерпевших и свидетелей в суд не явился, слушание отложили на среду, 11 мая.
Коррупция осталась за рамками дела
Сколько времени может занять процесс, его участники не берутся предсказывать. Все будет зависеть от явки свидетелей. Несмотря на то, что по половине инкриминируемых Буторину эпизодов истек срок давности, ему может грозить пожизненное лишение свободы. Именно столько уже получили трое из более 20 осужденных участников «ореховско-медведковской» банды, в том числе один из ее лидеров Олег Пылев.
По словам адвоката Максима Полянского Владимира Бойко, с учетом признания вины и активной помощи следствию его подзащитному могут назначить «максимум 18 лет».
Комментируя дело, защитник посетовал, что следствие подошло к оценке деятельности «ореховской» ОПГ как к чистой уголовщине. Между тем, как утверждает адвокат, «крышевавшие» банду сотрудники правоохранительных органов заработали с ее помощью «колоссальный капитал и прорвались к власти». «Многие из них занимают сейчас высокие государственные должности, но дальше уголовного аспекта следователи побоялись совать нос», — отметил Бойко.
Стоит отметить, что за последние пять лет Мосгорсуд уже вынес четыре приговора лидерам и участникам «ореховско-медведковской» ОПГ. На деле Сергея Буторина история банды также не закончится. На днях стало известно, что в Испании задержан еще один лидер группировки Дмитрий Белкин, который находился в розыске с 1998 года.