ФАС ударила по карману «Домодедово»
Лента новостей
ФАС возбудила дела против компании, управляющей парковками аэропорта «Домодедово», и против «Шоколадницы» в стерильной зоне аэропорта. Претензии могут ударить по основной статье доходов аэропорта. Эксперты считают, что это наказание за строптивость
Управление ФАС по Московской области возбудило дело против «Домодедово Эссет Менеджмент» (управляющая компания парковок) по подозрению в нарушении ч.1 ст.10 закона «О защите конкуренции» (недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других лиц).
«Основанием для возбуждения дела послужили многочисленные обращения граждан о необоснованном завышении цен на автостоянках, а также материалы проверки Московской прокуратуры по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте», — пояснили в ФАС. В антимонопольном ведомстве сочли справедливыми претензии к монопольно высоким ценам на оказываемые услуги.
ФАС, надо сказать, уже несколько лет ведет борьбу с парковщиками в аэропортах столичного авиаузла. Так, в 2007 году ФАС признала виновными в нарушении антимонопольного законодательства и оштрафовала ОАО «Внуково-Инвест», ЗАО «БРК Инвест Лимитед» и ЗАО «Домодедово Аэротель» на 1,8 млн, 2,7 млн и 11,05 млн рублей соответственно.
В сентябре 2010 года транспортная прокуратура потребовала от «Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево» устранить нарушения при организации платных парковок.
Сейчас цены на парковках «Домодедово» колеблются от 500 до 800 рублей в сутки и от 100 рублей в час; во «Внуково» — 700 рублей в сутки и от 150 рублей в час; в «Шереметьево» — 150-500 рублей в сутки и от 10 рублей в час (по информации с официальных сайтов аэропортов).
Аналогичные претензии — доминирующее положение на рынке оказания услуг — ФАС предъявила и к кафе сети «Шоколадница», которое находится в так называемой «стерильной» зоне «Домодедово» между досмотром и посадкой. «Кафе устанавливало и поддерживало монопольно высокие цены на пищевые продукты», — говорится в сообщении ФАС.
В самой сети «Шоколадница» пока не комментируют ценовую политику в аэропортах Московского авиаузла (МАУ), заявил BFM.ru заместитель гендиректора по связям с общественностью сети кафе Дамир Симаев. «Сейчас ведется проверка УФАС, мы готовы к сотрудничеству с ведомством, но пока нас не вызывали для пояснений», — заявил представитель «Шоколадницы». Помимо «Домодедово», кафе сети «Шоколадница» представлены во «Внуково» и «Шереметьево».
О том, что ФАС проанализирует ситуацию с ценами на товары первой необходимости в столичных аэропортах, представители ведомства заявляли еще в конце декабря. Однако, несмотря на то, что претензии по поводу завышенных цен на продукты питания относились, и к «Шереметьево», дело было возбуждено лишь против «Домодедово».
Обвинения ФАС носят субъективный, а не объективный характер, считает эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов. «Цены во всех трех московских аэропортах примерно одинаковые, монопольно высокие, и причины этого понятны. 60% годовой выручки аэропорта приходится на торговлю внутри аэропорта. Она является важнейшим источником их существования, — говорит Филимонов BFM.ru. — Претензии к ценам в аэропорту «Домодедово» были предъявлены после того, как его руководство открыто заявило о своем несогласии с правительственными выводами после теракта в конце января».
Внимание ФАС именно к «Домодедово» может негативно сказаться на желании предпринимателей заниматься торговлей именно в этом аэропорту, считает старший юрист компании «Налоговик» Павел Ларин.
«В правовом понимании деловая репутация компании остается неприкосновенной, но на рынке аренды аэропорт фактически становится менее привлекательным из-за осложнений отношений с государственными органами. Оснований же для предъявления исков в связи с нанесением вреда деловой репутации нет. Формально аэропорт не может оспорить претензию УФАС по тому основанию, что проверки носят выборочный характер», — указывает Ларин.
По закону антимонопольщики правы, но «по совести они должны проверить, нет ли признаков картельного сговора с другими участниками рынка, поскольку в других аэропортах столицы цены на продукты питания не сильно разнятся», добавляет эксперт.
Кто хозяин
Впрочем, не только у ФАС есть вопросы к «Домодедово». Сегодня, 21 февраля, на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов президент России Дмитрий Медведев заявил, что структура собственности крупнейшего российского аэропорта слишком сложна, передает РИА «Новости».
«В Домодедово разобрались? Кто собственник? — спросил президент у генпрокурора Юрия Чайки. — Вроде бы известно, кто собственник, но начинают проверять — собственник спрятан за структурой бенефициарных владений, а это крупнейший транспортный узел, где садится огромное количество самолетов!».
Чайка знаками дал понять, что собственники аэропорта ему известны, Медведев согласился выслушать доклад прокурора без присутствия журналистов.
По данным из открытых источников, аэропорт контролируется через группу East Line. В свою очередь, East Line принадлежит фирме FML, зарегистрированной на британском острове Мэн. Примерно 64% её акций находятся у некой Джейн Петерс, 36% — у Шона Кайрнса. Но, по данным СМИ, Петерс и Кайрнс — номинальные держатели бумаг, а фактическими владельцами являются председатель совета директоров East Line Дмитрий Каменщик и глава наблюдательного совета аэропортового комплекса Валерий Коган.