Большая часть «Москвы» отойдет тюменским
Лента новостей
Авиакомпания «Москва» с 17 января прекращает выполнение всех полетов из-за финансовых проблем. Столичная мэрия решила избавиться от нее. Права на маршруты и часть авиапарка «Москвы» получит авиакомпания «ЮТэйр», зарегистрированная в Тюменской области
Авиакомпания «Москва» (бывший «Атлант-Союз») прекращает выполнение всех полетов с 17 января 2011 года. Причина остановки операционной деятельности — отсутствие средств для её дальнейшего финансирования. В четверг. 13 января, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) объявила авиакомпании «Москва» дефолт. Речь идет о перевозке 2 тысяч пассажиров в Брно, Душанбе, Бухару и Гренобль. В IATA напомнили: в 2010 году компания «Москва» не смогла вернуть долг Ассоциации в размере 3,5 млн долларов за то, что та погасила ее долг перед Lufthansa Group за техобслуживание самолетов.
В «Росавиации» заявили, что все пассажиры авиакомпании в индивидуальном порядке информируются об отмене рейсов с 17 января текущего года, и агентская сеть «Москвы» вместе с Транспортной клиринговой палатой (ТКП) уже приступили к приему ранее проданных билетов с возмещением их полной стоимости. Всего на рейсы авиакомпании до 31 января 2011 года было продано 903 билета.
Авиакомпания «Москва» основана в 1993 году и первоначально называлась «Атлант-Cоюз». В 1999 году мэрия Москвы купила 26% акций авиаперевозчика, а к 2010 году стала единственным собственником. Авиапарк «Москвы» включает 14 самолётов. На конец 2010 года долг перевозчика — 3,5 млрд рублей.
«Москва» начала сворачивать деятельность еще в конце декабря прошлого года. Сначала компания отказалась от выполнения чартерной программы, а затем заблокировала продажу билетов и на регулярные рейсы. Выполнить все новогодние перевозки в полном объеме компании удалось лишь благодаря поддержке авиакомпании «ЮТэйр»: с 27 декабря 2010 года по настоящее время «Москва» обслужила 133 рейса, перевезя около 25 тысяч пассажиров.
Перевозки всех пассажиров авиакомпании «Москва», чьи рейсы запланированы с 17 по 31 января, завершит уже «ЮТэйр». Полеты по маршрутной сети столичной авиакомпании «ЮТэйр» будет выполнять на основе временных разрешений.
Предполагается, что впоследствии «ЮТэйр» также возьмет на себя социальные обязательства по трудоустройству перед всеми летными и кабинными экипажами (бортпроводниками), а также частью инженерно-технического персонала авиакомпании «Москва».
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» (первоначальное название «Тюменьавиатранс»)основана в 1992 году на базе Тюменского управления гражданской авиации. На начало 2011 года 55,68% акций компании принадлежит НПФ «Сургутнефтегаз». «ЮТэйр» входит в пятерку крупнейших российских авиакомпаний. Собственный авиапарк на конец 2010 года включает 185 самолётов и 253 вертолёта. За первое полугодие 2010 года компания перевезла 2,111 млн человек, пассажирооборот — 3,58 млрд пассажиро-километров. Выручка авиаперевозчика — 675 млн долларов. Компания является крупнейшим в мире вертолетным оператором.
После ухода Лужкова столичная авиакомпания стала «непрофильным активом»
Проблемы у авиакомпании «Москва» начались еще в кризисном 2008 году. Тогда внешний долг компании составлял 15 млрд рублей, но мэрия Москвы не захотела расстаться с этим активом. Для оздоровления компании планировалось объединить её с авиационными активами государственной корпорации «РосТехнологии», но впоследствии эта идея провалилась. Новый мэр столицы Сергей Собянин счел авиакомпанию непрофильным активом и решил от него избавиться.
Первым проявила интерес к «Москве» авиакомпания «ЮТэйр». По версии газеты «Ведомости», это объясняется дружескими отношениями Сергея Собянина с Владимиром Богдановым — генеральным директором «Сургутнефтегаза», являющегося конечным бенефициаром «ЮТэйр».
Кстати, компания «Москва» — в благодарность за оказанную помощь — сама обратилась к регулятору с просьбой о передаче авиакомпании «ЮТэйр» коммерческих прав на выполнение своих международных рейсов авиакомпании. Росавиация после изучения этого предложения намерена обратиться в Минтранс. «Решение о дальнейшей судьбе авиакомпании «Москва» как юридического лица будет принято собственниками перевозчика», говорится в документе.
Укрепление позиций
Ханты-Мансийская компания «ЮТэйр» второй год подряд проводит агрессивную политику по увеличению своей рыночной доли за счёт открытия новых маршрутов и поддержания низких цен на свои авиабилеты. В результате доля компании на рынке пассажирских авиаперевозок увеличилась с 4,1% по итогам 2008 года до 5,4% по результатам 11 месяцев 2010 года.
«По итогам 11 месяцев 2010 года «Москва» занимает 11-е место по пассажирообороту среди российских авиакомпаний. Благодаря получению её маршрутов компанией «ЮТэйр» сможет подняться с нынешнего 4 места на 3 и увеличить свою долю с 5,4%, до 7,8%», — резюмирует аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
Ранее генеральный директор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов заявлял, что его компанию интересует парк самолетов Boeing -737, которым владеет «Москва», а также маршрутная сеть «Средняя Азия» столичного авиаперевозчика.
Долговая нагрузка «ЮТэйр» увеличится лишь в случае, если компания примет решение перевести на себя часть лизинговых договоров по аренде самолетов. Планируется, что головная структура «Москвы» так и останется на балансе мэрии, которая впоследствии должна реализовать механизм банкротства компании.