Чуда с ЖКХ не случится
Лента новостей
Проблемы ЖКХ стали одной из тем традиционного «Разговора с Владимиром Путиным». Почему чуда не произойдет и критическую ситуацию в ЖКХ не исправить за короткий срок, объяснил в интервью BFM.ru президент «Российских коммунальных систем» Игорь Дибцев
Проблемы в ЖКХ стали одной из центральных тем традиционного «Разговора с Владимиром Путиным». В ближайшее время чуда не произойдет и критическую ситуацию в ЖКХ не исправить за короткий срок, считает Игорь Дибцев, президент компании «Российские коммунальные системы» (ГК «Ренова»). Для решения проблем нужно привлекать инвесторов, но для них пока не созданы условия. Также необходимо ужесточать требования к потребителям по оплате услуг ЖКХ.
— Федеральная служба по тарифам (ФСТ) утвердила индекс роста стоимости услуг ЖКХ на будущий год, при этом предельный рост установлен на уровне 15%. Окончательные тарифы будут утверждаться на региональном уровне. В недавно принятом федеральном бюджете предусмотрены расходы на ЖКХ в размере 173 млрд рублей. Это выше, чем в прошлом году. Такие цифры вас обнадеживают?
— Здесь нельзя не говорить о развитии. Никакими средствами федерального бюджета ситуацию кардинально не изменить. Да и таких денег просто нет. И точно за один год чуда не произойдет. И мы не в состоянии будем, даже физически обладая этим количеством денег, изменить инфраструктуру. Потому что это целая цепочка взаимодействия с производителями труб, оборудования и так далее. Плюс еще нет физической возможности замены тех или иных объектов инфраструктуры, что связано с сезонностью, с пиковыми нагрузками и прочим.
Системные проблемы в отрасли остаются. ФСТ сегодня не является организацией, которая принимает окончательное решение. Да, они во исполнение требования Дмитрия Медведева об ограничении роста тарифов 15 процентами, будут следить за этим. А расходы в 173 млрд рублей не говорят ни о чем. Потому что на том же президиуме Госсовета в Сыктывкаре, сообщалось, что износ инфраструктуры ЖКХ составляет 60%. Но на самом деле эти данные как средняя температура по больнице.
— А по вашей оценке, какой средний износ инфраструктуры?
— Примерно 65-70%. Но все зависит от региона. Там, где реализуются долгосрочные проекты по обновлению инфраструктуры, улучшение налицо. Но до тех пор, пока у нас не существует долгосрочных тарифных решений — как минимум на пять лет, что было бы идеально — говорить о каких-то системных улучшениях качества инфраструктуры, не приходится. В любом случае мы теряем колоссальные деньги из-за износа инфраструктуры.
— О каких объемах потерь идет речь?
— Регион от региона может кардинально отличаться. Даже зависит от того, как давно мы присутствуем в регионе. И от того, какая инвестпрограмма была утверждена. От договоренности с губернатором. Проценты потерь могут сокращаться на 5-7-10%. Там, где действует политика «зарывания головы в песок», потери более значительные.
— Совершенно очевидно, что необходимо привлечение частных инвесторов. Ранее заявлялось, что нужно привлечь около 2,5 трлн рублей. Насколько это реально?
— Всего на замену инфраструктуры необходимо 6 трлн рублей. Часть — от инвесторов. Но для этого нужно создать условия. Инвестор, приходя в данный вид бизнеса, должен иметь гарантии, что те деньги, которые он выделил из собственных источников или же позаимствовал у банка, он сможет вернуть.
Он, с точки зрения институциональной среды, должен быть защищен. Государство, в лице целого ряда министерств и ведомств, должно создать комфортные условия. И для этого необходимо решить четыре главные проблемы. Необходимо перейти на концессионные договора — сейчас компании сектора ЖКХ, в том числе и наша, работают по договорам аренды. Такая возможность уже законодательно урегулирована, осталось доработать методику, которая должна лечь в основу расчетов.
Второе — необходимо перейти на долгосрочную тарифную политику, без которой привлечение инвестиций, на мой взгляд, невозможно, поскольку единовременно привлечь такую сумму денег возможно только с использованием кредитных институтов, которым, в свою очередь, нужны четкие гарантии возврата.
Третья проблема касается природоохранного законодательства. Мы возлагаем серьезные надежды, что в следующем году будет принят закон о водоснабжении и водоотведении.
Качество воды, ее подача требуют достаточно серьезных инвестиционных вложений. И в большей степени это касается систем очистки воды. И последнее — потребители. Ни для кого не секрет, что у нас в стране далеко не все платят за то, что потребляют. Уровень неплатежей в 2009 году был суперпроблемным из-за последствий кризиса [задолженность со стороны населения — около 100 млрд рублей — BFM.ru].
— В 2010 году какого уровня неплатежей можно будет ожидать?
— Что касается неплатежей со стороны населения, то этот год будет чуть лучше, чем 2009. Но системных прорывов не будет. Считается благополучным регион, где уровень сборов составляет 97%, а 3% маргиналов есть во всем мире. Но и здесь нужен системный подход, связанный с принципиально другим отношением поставщиков услуг ЖКХ с управляющими компаниями, ТСЖ и любой другой формой управления. Управляющие компании должны нести полноценную ответственность за сбор денежных средств и их пропорциональное распределение между ресурсоснабжающими организациями.
— Как можно повысить уровень сборов платежей среди населения?
— Нужен закон, который ужесточает требования по отношению к потребителю. Этот процесс предполагает движение с двух сторон. С одной стороны, ужесточение требований к управляющим компаниям: то, что они собрали, они обязаны отдать. С другой — нужно подталкивать управляющие компании, чтобы они сами боролись с неплательщиками.
— У вас есть соображения на счет того, каким образом эту систему наладить? Обращаться к коллекторам, чтобы они собирали долги, как в случае с «плохими» банковскими кредитами?
— Это одна из форм. Но в то же время нельзя бесконечно кивать только в сторону потребителя. Зачастую люди, имея желание заплатить, приходят и видят очередь из 50 человек, понимают, сколько это займет времени, поворачиваются и уходят: «Когда вы перестанете меня кошмарить, тогда и буду рассчитываться!». Особенно это распространено в регионах. Необходимо налаживание цивилизованных систем биллинга.
— Насколько рентабельными являются инвестиции в сферу ЖКХ? И насколько она является высокорискованной по сравнению с другими отраслями?
— Уровень доходности в ЖКХ не превышает 5%, если брать рентабельность по чистой прибыли. Рентабельность сферы ЖКХ не сопоставима с рентабельностью в металлургии или нефтяном секторе, к примеру, по определению. Но с другой стороны у этой отрасли есть плюс — люди всегда потребляли и будут потреблять тепло, воду и электроэнергию. В любом случае, у инвестора должны быть гарантии возврата инвестиций.
— Ваша компания по-прежнему работает на основе договоров аренды. У «РКС» есть гарантии возврата инвестиций?
— Законодательство никто не отменял. Юридические формы взыскания той или иной задолженности присутствуют. И мы работаем исключительно в правовом поле. Я говорю о гарантиях в новой форме государственно-частного партнерства. Когда мы говорим о глобальных инвестициях 2,5 трлн рублей, то имеем в виду, что все операторы должны согласовать длительную программу на пять-десять лет. В ее рамках частные инвесторы гарантируют привлечение средств на развитие города, замену инфраструктуры, ремонты. И когда я говорю о гарантии инвестиций, эти гарантии должны распространяться на весь цикл действия проекта. А не как сейчас — я потратил какую-то часть и получу в виде компенсаций в течение пяти лет. А если будет как сейчас, то получится, что нужно 2,5 трлн рублей разделить на количество регионов. И в итоге рост коммунальных платежей должен составить, утрированно, 1,5 тысячи процентов.
— Какой должен быть оптимальный рост тарифов для того, чтобы отрасль имела возможность нормально функционировать?
— Надо смотреть на это трезво и реалистично. Никто единовременно такие расходы не в состоянии будет покрыть. Тот текущий уровень оплаты услуг, которые население физически потребляет, должен быть соблюден. А замена инфраструктуры — это затраты капитального характера, которые нужно растягивать во времени. И нужно иметь возможность постепенно эти затраты, которые отражаются на росте платежей, выровнять, чтобы рост не стал шоком для населения.
А на сколько нужно увеличить тарифы? Ответить на этот вопрос я не могу. Но нельзя не учитывать факторы, которые влияют на удорожание этого процесса. Есть вещи, на которые вы объективно не в состоянии повлиять. Это ценовая политика государства и естественных монополий. Самая дорогая составляющая внутри всех услуг — энергоресурсы. В стоимости тепла 65-70% занимает цена углеводородного сырья.
Россия стремится в ВТО. На уровне государства у нас есть обязательства по либерализации цен на газ для внутреннего пользования. Это точно найдет свое отражение в стоимости тепла, которое житель будет потреблять. То же самое касается электроэнергии. Свободный рынок электроэнергии в некоторых регионах уже существует. В прошлом году тарифы на электроэнергию были существенно увеличены. Это также нашло отражение в итоговой платежке. И так во всем.
— Как много федеральных игроков на российском рынке?
— Есть 3-4 достаточно крупных, но они все равно не федерального масштаба.
— Обсуждается ли возможность их объединения?
— А зачем?
— У нас же идеи объединения сейчас активно реализуются в других секторах, а идея глобализации в воздухе витает…
— Это только на словах. Есть примеры, что западные компании активно стремятся на этот рынок. Dalkia, Remondis. Но как утверждают в общении представители зарубежных компаний, принципы работы в этой отрасли на Западе идентичны тому, что я рассказал. Это гарантии для инвесторов, долгосрочные тарифы, уровень окупаемости инвестиций. Россия — перспективный рынок. Но институциональная среда выстроена сегодня так, что риски высоки, выше, чем за рубежом. Любой инвестор взвешивает эти самые риски и самостоятельно принимает решение.
— В 2011 году пройдут выборы, кроме того, полным ходом пойдет подготовка к выборам президента. С учетом того, что тема ЖКХ и коммунальных платежей всегда была чувствительной для электората, ожидаете вы какого-то влияния на игроков этого рынка?
— Хочу надеяться, что нет. Выборы не должны оказывать никакого влияния. Поживем, увидим. Но подобные опасения существуют всегда.
Справка. ОАО «Российские коммунальные системы» — крупнейшая частная федеральная компания, работающая в коммунальной сфере. Принадлежит группе компаний «Ренова» Виктора Вексельберга. Создана в 2003 году, работает в девяти регионах России. Консолидированная выручка за 2009 год — 25,6 млрд рублей.